Menu
  • О Нас
    • Команда
  • Проекты
    • Онлайн-психолог
    • Отчеты
  • Публикации
  • Исследования
  • Библиотека
  • Контакты
  • Поиск

научно-образовательный центр

Духовно-нравственное воспитание в интеграционном поле школы и семьи

 

Зуева Т.В.,
старший методист регионального научно-практического центра
«Костанай дарыны» управления образования 
акимата Костанайской области (Республика Казахстан)


Образование как социальный феномен отражает процессы социально-культурного развития общества. Реализация школой своей социальной миссии имеет такое же значение, как и академическая задача школы, поскольку система образования является поставщиком кадров на рынок труда и отвечает за формирование человеческого ресурса и социально-экономического потенциала страны. Это актуализирует интеграцию воспитания и обучения в единый образовательный процесс в современной школе, а школьного образовательного процесса - в семейное воспитание.

 
В многомерной структуре социокультурной среды мы выделяем базовые институты, влияющие на процессы социализации личности ребенка (Схема 1). Это - семья, школа, детское сообщество. Все они выступают своеобразными фильтрами, через которые ребенком воспринимаются и усваиваются социокультурные ценности. В большей своей части институционально они автономны, но с позиции существования в них личности ребенка, они имеют общие интеграционные поля. Наличие личности ребенка является ядром, интегрирующим вокруг себя институты социокультурной среды, а происходящие в интеграционных полях процессы взаимодействий и коммуникаций выполняют интегративную функцию в становлении целостной личности. Это обуславливает их корпоративную ответственность за формирование духовно-нравственных качеств личности. Следовательно, все происходящие в интегративных областях процессы должны нести педагогически-целесообразный характер. В этом -  призвание и ответственность школы.
 
 
Схема 1. Базовые институты, влияющие на процессы социализации личности ребенка и области их интеграции.


Интеграция понимается как объединение в целое каких-либо частей, элементов [1, с.196]. Под интеграцией в педагогическом процессе мы понимаем одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее автономных частей. Таким образом, сущность процесса интеграции – в качественных преобразованиях внутри каждого элемента, входящего в систему и создании общего поля взаимодействия этих элементов. В частности, мы рассматриваем интеграцию школы, семьи и личности ребенка.

 
В инструктивно-методическом письме Национальной Академии образования им. И. Алтынсарина «Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях Республики Казахстан в 2015 – 2016 учебном году» определено, что одним из основных приоритетов образования является воспитательная работа. Изучение предметов должно быть направлено на формирование духовно-нравственных качеств и патриотических чувств, гражданской ответственности учащихся, развитие национального самосознания и толерантности…[2, с.19].
 
Духовно-нравственная составляющая проходит красной нитью через задачи организации образования на всех ступенях школьной жизни:

- предшкольная подготовка: одной из задач является формирование духовно-нравственных ценностей [2, с.15];
- в новом общегосударственном стандарте начального образования усилен воспитательный аспект и направленность на формирование духовно-нравственной личности  [2, с. 212].

 
Основная и старшая школа:

-  русский язык и русская литература: содержание текстов должно быть направлено на формирование духовно-нравственных качеств  [2, с.59, 63];
- изобразительное искусство: «духовно-нравственные проблемы жизни и искусства» является одним из блоков компановки учебного материала [2, с. 104];
- самопознание: целью всего предмета является стимулирование духовно-нравственного развития личности учащегося [2, с. 96];
- факультативный курс «Светкость и основы религиоведения» в 9 классе: … на основе духовно-нравственных ценностей воспитывать у учащихся чувство толерантности и формировать гуманистическое мировоззрение [2, с. 98];
- всемирная история: в рамках цели предмета – изучение социально-экономического и духовно-нравственного развития стран мира и народов начала 20-21 в.в. [2, с. 146].

 
Если инструктивное письмо определяет содержательную сторону интеграции воспитания и обучения в образовательном пространстве школы, то взаимодействие школы и семьи по формированию духовно-нравственных качеств личности ребенка нормативно определено в Концептуальных основах воспитания, утвержденных приказом Министра образования Республики Казахстан от 22 апреля 2015 года №  227. Концепция опирается на аксиологический подход как на диалектическое единство общечеловеческих и национальных ценностей, определяющихся сознанием человечества и духовно-нравственными смыслами отношений человека к миру, людям, самому себе [3, с. 31].
 
Духовно-нравственное воспитание и семейное воспитание выделены как приоритеты воспитательной работы с определенными критериями оценивания и механизмами реализации. В числе механизмов реализации семейного воспитания - Попечительские советы и родительские комитеты организаций образований, участие родителей в жизни организаций образования, клубы отцов, бабушек, советы старейшин, психолого-педагогический всеобуч родителей через государственный заказ, сотрудничество с неправительственными организациями,  совместные семейные мероприятия, фестивали, конкурсы, соревнования «Моя семья», «Семья года». [3, с. 35]. Следовательно, наблюдается гуманизация внутри школьной среды и демократизация внутри школьного менеджмента, формирование корпоративной ответственности за социализацию личности ребенка на основе государственно-частного партнерства.
 
Процессы обновления содержания образования требуют изменения педагогических условий современной школы. Принцип интеграции реализуется через интеграционную политику, которую каждая организация образования наполняет своим содержанием. Интеграционная политика школы призвана служить регулирующим механизмом всех процессов, затрагивающих права и ответственность семьи и ребенка в пространстве школы. Ее основными разделами можно считать следующие:

1. Цель и задачи.
2. Основные понятия.
3. Принципы взаимодействия школы, семьи и обучающегося.
4. Ответственность и обязательства:
4.1) школы по отношению к обучающемуся и семье;
4.2) семьи по отношению к школе и своему ребенку;
4.3) обучающегося по отношению в школе и семье.
5. Свод локальных нормативно-правовых актов, затрагивающих интересы обучающегося и семьи.

 
Данный документ не является статичным. Ежегодно он должен пересматриваться и дополняться обновлениями, вызванными изменениями в социокультурной среде.
 
Интеграционная политика школы так же призвана обеспечивать преемственность внутри школьных систем с системами семейного воспитания. В ее конструировании важно учитывать дуальную природу личностного развития: когда личность является одновременно и объектом и субъектом этих процессов, а так же она является одновременно и процессом и результатом формирования духовно-нравственных качеств личности.

Таким образом,  усиление аспектов духовно-нравственного воспитания является частью обновления образования, результативно в поле интеграции процессов воспитания и обучения во взаимодействии школы и семьи.

 
 
Список использованной литературы:

1. Словарь иностранных слов [Текст] / 10-е издание, стереотип. – М.: Рус. яз., 1983 - 608 с.
2. Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях Республики Казахстан в 2015 – 2016 учебном году. Инструктивно-методическое письмо [Текст]. – Астана: Национальная Академия образования им. И. Алтынсарина, 2015. – 232 с.
3. Концептуальные основы воспитания, утвержденные приказом Министра образования Республики Казахстан от 22 апреля 2015 года №  227. Инструктивно-методическое письмо [Текст]. – Астана: Национальная Академия образования им. И. Алтынсарина, 2015. – 43 с.

Исследования
  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 3 922
  • 0
  • admin Дата 25-08-2016, 11:43
Главная страница » Исследования » Духовно-нравственное воспитание в интеграционном поле школы и семьи


Голосование



Достижения фонда


Партнеры фонда

  • Главная
  • О Нас
  • Исследования
  • Публикации
  • Проекты
  • Контакты

Copyright © 2014-2023 noc-synergy.kz.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru