Menu
  • О Нас
    • Команда
  • Проекты
    • Онлайн-психолог
    • Отчеты
  • Публикации
  • Исследования
  • Библиотека
  • Контакты
  • Поиск

научно-образовательный центр

Интеграция школы, семьи и общественных институтов в обеспечении преемственности и непрерывности формирования социально-адаптивной личности ребенка

 
Зуева Т.В.,
старший методист РНПЦ «Костанай дарыны»


Модернизация современной системы образования связывает системные изменения с  изменениями социокультурной действительности постиндустриального общества. Сегодня время требует личность  социально-адаптивную, способную жить в быстро меняющемся мире и адекватно реагировать на перемены. Смена всех социокультурных парадигм не оставляет в стороне форматы сотрудничества школы, семьи и общественных институтов, составляющих социокультурную среду формирования личности ребенка.

 
Актуальность нашего вопроса связана с современными реалиями, которые повлекли за собой выход воспитательного компонента за рамки школьного и семейного воспитания в социальную среду общества. По мнению экспертов, среди основных проблем школьного образования сегодня и глобальных вызовов завтрашнего дня, определяется  утрата школой монополии на образование и социализацию детей. Эта ситуация наблюдается и в семейном воспитании. Мы видим решение проблемы интеграции воспитательного потенциала школы, семьи и институтов гражданского общества, в первую очередь – НПО.
 
Особенности постиндустриального общества свидетельствуют о широких и повсеместных процессах интеграции. Наиболее ярко это проявляется в политических и экономических сферах жизни.

Говоря о современных форматах взаимодействия  школы, семьи и общественных институтов так же более уместно применение термина «интеграция», а не «сотрудничество».

 
Словарь Ожегова трактует понятие «сотрудничество» как совместное участие в общем деле (совместный труд). Социологи утверждают, что само по себе сотрудничество не результативно, поскольку все зависит от качественных характеристик совместно действующих сторон.

Понятие «интеграция» в словаре иностранных слов трактуется как объединение в целое каких-либо частей, элементов. Интеграция предполагает наличие общих полей или сегментов, в которых взаимодействие осуществляется в режиме управляемых процессов, что является более результативно.

 
Таким образом, в современном образовательном пространстве взаимодействие школы, семьи и общественных институтов происходит в формате интеграции и выходит на уровень корпоративной ответственности за формирование социально-адаптивной личности ребенка.

Это выражено в стратегических нормативных  документах системы образования РК. – сделать сравнительный анализ НПБ по интеграции школы и семьи
Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы  определяет в числе контекстных факторов  развития функциональной грамотности школьников:

 
 
ОБЛАСТИ ИНТЕГРАЦИИ

• модель управления школой;
• наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
• активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей
Далее они находят свое развитие и конкретизацию в ГОСО - 2012 уже на уровне понятийного аппарата:
• «Образовательная область» – часть образовательного стандарта, включающая набор знаний, практических навыков и умений, обеспечивающих физическое, интеллектуальное, нравственное, эстетическое, коммуникативное и социальное развитие школьников;

• «Образовательная траектория» – МЕХАНИЗМ ИНТЕГРАЦИИ: 1) непрерывный процесс развития ребенка, который намечает педагог совместно с родителями и другими специалистами для достижения определенной цели.В модель управления школой вводится Попечительский совет - выборный орган, являющийся формой коллегиального управления общеобразовательной организацией. 2) Стандартом закрепляются конкретные действия, требующие коллегиального принятия управленческих решений:

• П. 34. «Выбор обучающимися направления предпрофильного обучения на уровне основного среднего образования и профильного обучения на уровне общего среднего образования осуществляется при участии родителей и попечительского совета»
• П. 67: «Организация общественно-полезного труда, проведение трудовой практики в объеме учебной нагрузки ученического компонента типового учебного плана осуществляется с участием попечительского совета или родительского комитета».

 
Критерии измерения личностных результатов свидетельствуют о приоритетах формирования социально-адаптивной и социально-активной личности школьника:

• способность к самообразованию, самореализации и созидательному труду;
• уважение к старшему поколению и заботе о младших, проявлении доброты и чуткости к другим;
• умение адекватно оценивать особенности социальной среды, противостоять антиобщественным явлениям, деструктивным воздействиям идеологического, противоправного и религиозного  характера.

 
Таким образом, интегративный подход к построению взаимодействия деятельности школы, семьи и общественных институтов выступает как условие социализации личности ребенка.
 
Организация единого воспитательного пространства в школе и семье с включением воспитательных возможностей социума усиливает социальную направленность воспитания.
 
Включенность педагогов, родителей и специалистов из различных институтов гражданского общества позволяет создать преемственность и непрерывность социализации ребенка в основных сферах его жизнедеятельности.
 
Система образования позиционируется с точки зрения обеспечения конституционного права ребенка на образование в условиях вариативности предоставления образовательных услуг, укрепления партнерских взаимоотношений с активным включением обучающегося в социум.

Ведущая роль и приоритет ответственности за формирование личности ребенка закрепляется за семьей.
Интеграция школы, семьи и социума рассматривается как контекстный фактор формирования функциональной грамотности школьника, обеспечивающий преемственность и непрерывность его  социализации.

Исследования
  • 0
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1 275
  • 0
  • admin Дата 24-08-2016, 15:14
Главная страница » Исследования » Интеграция школы, семьи и общественных институтов в обеспечении преемственности и непрерывности формирования социально-адаптивной личности ребенка


Голосование



Достижения фонда


Партнеры фонда

  • Главная
  • О Нас
  • Исследования
  • Публикации
  • Проекты
  • Контакты

Copyright © 2014-2023 noc-synergy.kz.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru