Menu
  • О Нас
    • Команда
  • Проекты
    • Онлайн-психолог
    • Отчеты
  • Публикации
  • Исследования
  • Библиотека
  • Контакты
  • Поиск

научно-образовательный центр

Воспитательная система как педагогический феномен социализации личности школьника

 
 Т.В. Зуева, старший методист отдела
воспитательной работы и социализации личности
РНПЦ «Костанай дарыны»


Смена социально-экономической формации и стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий повлекли за собой выход воспитательного компонента за рамки школьного и семейного воспитания в социальную среду общества. По мнению экспертов, среди основных проблем общего образования сегодня и глобальных вызовов завтрашнего дня, определяется  утрата школой монополии на образование и социализацию детей [1, с. 207]. Сами дети оказались в мозаичном мире разнообразных социокультурных возможностей и широкого спектра предложений: от реальных до виртуальных.

 
Ключевым становится вопрос о воспитании, поскольку сегодня всем очевидно, что человечество стоит перед выбором – либо действительно создавать общество, основанное на солидарности и справедливости, разнообразии и единстве, взаимозависимости и опоре на собственные силы, либо оказаться перед лицом распада всей человеческой системы, сопровождаемой сначала региональными, а потом и глобальной катастрофой [1, с. 119]. Акценты развития воспитательных систем в школе смещаются в сторону формирования индивидуальной и социальной ответственности, гражданской активности, толерантности с одновременными навыками социально-политического ориентирования.
 
Современная социально-гуманитарная наука рассматривает образование как составную часть человеческого капитала, что повышает его значимость и, прежде всего, значимость общего образования для социально-экономического развития государства. Образование повышает эффективность различных видов человеческой деятельности за пределами рынка труда посредством социализации личности, приобретением в годы школьного ученичества таких качеств личности как независимость суждений, социальная ответственность, способность к принятию решений, критичность ума, толерантность и т.д. Таким образом, качество системы школьного образования имеет социально-экономическую эффективность для общества и государства.
 
Являясь органичной частью общества, школьное образование чутко реагирует на все изменения, происходящие в нем: это и структура социально-экономических связей, и потребности рынка труда, культурно - ценностные ориентиры, экологические вызовы и др. Таким образом, формируется социальный заказ общества школьному образованию, что обуславливает его социокультурный контекст. Социокультурная обусловленность образования определяет причины модернизаций, активно происходящих на системном уровне. Они связываются с общественными изменениями, вызванными переходом к постиндустриальному,  информационному обществу  [1, с. 204 - 206].

Другая сторона социокультурной обусловленности системы образования связана с культурными ценностями и гуманизацией образования. По мнению И. И. Дуранова и Е. В. Швачко культура и гуманизация – два крыла, позволяющие сделать социокультурное образование эффективным.

 Глубина проникновения современного научного знания в природу социальных взаимоотношений, эко и био - систем, космоса и других сфер жизнедеятельности требует от человека личной и социальной ответственности за собственную мыследеятельность и использование новых знаний.
 
Гуманитарное образование как элемент социокультурного подхода включает в себя:
 - формирование способности предвидения результатов своей деятельности, поведения;

- развитие интереса к самостоятельной творческой деятельности;
- ориентированность личности на нравственные, эстетические, социокультурные ценности.

 
Гуманитаризация содержания и гуманизация процессов в системе образования предполагают:

- понимание образования и воспитания как важнейших социальных институтов культурной преемственности;
- расширение ядра образования путем органичного включения в образовательный процесс духовно-нравственного, художественно-эстетического потенциала российской культуры;
- возвышение роли воспитания как механизма формирования «культуры жизнеспособности» [2, с. 66-68].

 
Одним из проявлений социокультурной обусловленности системы образования является имплементация демократических процедур, характерных для современного общественного развития, в образовательный менеджмент. В ряду отличительных особенностей развития современной системы образования отмечается переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием заключается в том, что учителям, учащимся и родителям предоставлено больше прав в свободе и в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, выборе различных типов образовательных учреждений. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского, ученического, родительского коллективов и общественности.
 
Авторитарный подход в управлении образованием, характеризующийся доминирующим участием системы образования в управленческих процессах, сменился демократическим подходом. Он допускает рамочное законодательное участие государства в функционировании школы при соблюдении им основных прав граждан в сфере образования и функционировании школы как общественного института.
 
Анализ тенденций развития воспитательного пространства в период смены социокультурной парадигмы общества обозначает очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы в учреждениях образования, изменения в целом идей, подходов, принципов, характера воспитательной работы. Исходя из данного понимания, весной 2014 года отделом воспитательной работы и социализации личности РНПЦ «Костанай дарыны»  совместно с кафедрой педагогики Костанайского государственного педагогического института были проведены областные семинар-тренинги «Системный подход в организации воспитательной работы школы и класса».  Определить результативность обучения позволил областной конкурс «Система воспитательной работы школы и класса». На рассмотрение жюри было представлено 17 работ заместителей директоров по воспитательной работе и 11 работ классных руководителей из 9 районов 5 городов Костанайской области. Результаты конкурса можно найти на сайте http://www.kostdaryn.kz/
 
Выражаем благодарность за конструктивное сотрудничество заведующей кафедрой педагогики КГПИ к.п.н. Утегеновой Б.М., преподавателям кафедры Шалгимбековой А.Б., к.п.н. Димисеновой Ш.С.  и предлагаем  ознакомиться с работой одного их победителей заочного областного конкурса  систем воспитательной работы.
 
Хотелось бы предвосхитить некоторое критичное прочтение дальнейшего материала и вопросы о новизне и оригинальности. В этих процессах важным условием представляется осмысленность педагогических действий, их системность и взаимообусловленность. Социально психологические исследования Т. Шибутани свидетельствуют о том, что на современном этапе развития технического прогресса и общественных процессов на первый план выходят чувства, направленные на ребенка, на втором месте следуют приемы и методы воспитания [3, с. 460-461].
 
Практика методического сопровождения воспитательной работы, изучение педагогического творчества, обозначает тенденции к активному интересу педагогов инструментальными составляющими образовательного процесса (технологии, сценарии, методы и приемы с красивыми названиями), погоней за модой новизны без достаточного философского и методологического осмысления их содержания и целесообразности применения.

Представленную на конкурс воспитательную систему сопровождает объемный и содержательный пакет приложений, которые мы не можем опубликовать на страницах журнала полностью. Здесь важен адрес положительного педагогического опыта, который имеет смысл изучить.  
Воспитательная система Пресногорьковской средней школы Узункольского района.

1 место в областном конкурсе воспитательных систем школы, представляла систему - заместитель директора по воспитательной работе Коваль Т.Ю., стаж работы – 3 года,  директор школы - Печерских Г.В.

Ни одно учебное заведение на сегодняшний день не может заявить о себе как о современном, гуманном, личностно-направленном, если ограничится лишь передачей ученикам знаний и не разовьет в них способность самостоятельно принимать решения, самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, если не научит детей ценить и развивать свою собственную уникальную личность и уважать и восхищаться неповторимостью личности другой.

 
Цель воспитательной системы - создание оптимальных условий для формирования социально зрелой личности, ориентированной на гуманистические ценности в выборе решений, готовой к самореализации в различных сферах жизнедеятельности в условиях постоянно меняющегося мира.
 
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все его структуры, интегрирует учебные занятия и внеурочную жизнь школьников, разнообразные виды деятельности, общение, традиции, всю общешкольную среду через выполнение следующих задач:

• Формирование у учащихся спобностей к познанию, творческому использованию знаний в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к самооразвитию и самоуправлению.
• Создание образовательной среды, способствующей полному раскрытию интеллектуальных и творческих способностей учащихся и успешному обучению каждого ученика.
• Формирование у учащихся чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно сделать выбор в любой ситуации.
• Создание условий для физического развития через систему оздоровительных мероприятий, подготовка учащихся  к жизни среди людей, с потребностями здорового образа жизни.
• Формирование основ духовно-нравственного развития через систему урочной и внеурочной деятельности.
• Усиление роли семьи и школы в работе по профилактике правонарушений и преступлений.
• Выработка умений разумно, интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг.
• Формирование профессионального самоопределения и правосознания школьников через приобщение к общественно-полезной деятельности и вовлечение в детскую общешкольную организацию.

 
 
Дальнейшее развитие национального самосознания, формирования нравственных и гражданских качеств на основе разнообразной творческой деятельности.
 
 
Мы отдаем себе отчет в том, что реализация целей педагогов бессмысленна без учета целей самих воспитанников. В рамках воспитательной системы существуют не только педагогические цели, но и непедагогические цели других ее субъектов – и в первую очередь, школьников. Поэтому организация процесса воспитания в нашей школе определяется еще и целями, интересами, потребностями самих ребят. Для этого постоянно организуется изучение настроений в детской среде, а именно: в личных беседах со школьниками, на заседаниях  Совета учащихся школы, на классных часах, через школьную газету и ТВ и т.д.
 
 
Для реализации поставленной цели и решения вышеуказанных задач нами определены основные виды совместной деятельности детей и взрослых:

- Учебно-познавательная: уроки, предметные недели.
- Внеурочная деятельность по  предметам  (факультативы, олимпиады и.т.д.), НОУ, комплекс воспитательных мероприятий:
• воспитательная работа школы по модели «Семь-Я»;
• работа классных руководителей по ВМ «Я-личность»;
• классные часы;
• общешкольные мероприятия;
• проекты, экскурсии,походы;

- Профилактика ПН, ДОД.
- Взаимодействие с родителями и общественностью.
- Ученическое самоуправление.

 
 
Система совместной деятельности детей и взрослых в нашей школе основана на четырех составляющих подсистемах, вплетающихся одна в другую.

Первая подсистема - совместная деятельность в процессе обучения.

 
 
Воспитательная система школы строится в органической связи с процессом обучения. В частности, каждый классный руководитель оказывает помощь учащимся в подготовке к предметным олимпиадам, конференциям в сотрудничестве с педагогом-предметником. Школьники имеют постоянную возможность занятий с учителями, получение консультаций. Факультативы по предметам позволяют удовлетворить интересы учащихся, углубить знания по изучаемым предметам. Проведение предметных недель и дней защиты проектов активизирует познавательную и исследовательскую деятельность учащихся.     В данной подсистеме реализуется программа «Одаренные дети».
 
 
Второй подсистемой является комплекс воспитательных мероприятий, характерных для каждой возрастной группы школьников: младших школьников, подростков, старшеклассников, осуществляемых классными руководителями и всем педагогическим коллективом школы.
Мы считаем, что решить сверхсложные задачи образования детей в современном обществе можно только в условиях приоритетной воспитательной деятельности школы, которая находит свое отражение в различных сферах жизнедеятельности ребенка: «здоровье», «общение», «труд», «познание» и.т.д. Для этого необходимо создать возможности для погружения учащихся в каждую из этих сфер. Именно эту задачу решает ВМ
 
«Семь Я», которая предполагает деятельность по основным направлениям ВР.                                           

Главным звеном воспитательной системы школы является воспитательная система класса. В центре воспитательной системы – ребенок (формирование ценностных ситуаций, развитие его творческих способностей, формирование мотивации развития, создание ситуации успеха, самореализация, самоопределение, саморегуляция  личности).

 
 
Работа  классных руководителей по воспитательной модели «Я - личность». Классный руководитель создает условия для решения этих задач на каждом возрастном этапе жизни ребенка в пяти основных сферах жизнедеятельности.
 
 
Совместная деятельность в данной подсистеме  разнообразна, приоритеты выстраиваются в зависимости от целей и задач, прописанных в Программах. От этого зависят и формы воспитательной работы: индивидуальные, групповые, дифференцированные, коллективные (классные часы, общешкольные праздники, беседы, игровые тренинги, ситуационно-ролевые игры, трудовые акции, экскурсии, походы и.т.д.).                                                                                              
 
 
Деятельность осуществляется в соответствии с планом ВР.     В данной подсистеме реализуются следующие программы: «Программа военно-патриотического воспитания школьников», «Программа ЛТО «Радуга», Программа по нравственно-эстетическому воспитанию», «Школа - за ЗОЖ», «Школьный двор - наша планета», программа по Профориентации, Программа по экологическому воспитанию, Программа по ППН среди несовершеннолетних.
 
 
Третьей  подсистемой является самоуправленческая деятельность учащихся в сотрудничестве с педагогами.

Участники деятельности в режиме самоуправления совместно определяют цель, объект, предмет своей деятельности, договариваются о средствах и способах ее реализации, управляют процессом ее осуществления, рефлексируют результат.

Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе (познавательная, художественно-эстетическая, трудовая, спортивно-оздоровительная, шефская, информационная) Сложившаяся в образовательном учреждении структура школьного (ученического) самоуправления работает уже много лет и полностью себя оправдала.  
 
Четвертую  подсистему представляет дополнительное образование учащихся, организуемое с использованием других социальных институтов  окружающих школу, СМИ, сотрудничество и совместная работа с родителями.
 
 
Справедлив вывод: чем больше в учебном заведении работают различные кружки и секции, тем шире деятельностный диапозон внеклассной работы, тем больше возможностей открывается для каждого воспитанника проявить и развить свои способности, наклонности и интересы.
 
 
Сегодня на базе нашего учебного заведения дополнительное образование включает следующие направления деятельности:

• патриотическое - «Юный патриот»
• художественно-эстетическое -  «Ритм», «Ягодки», «Радуга»,«Веселые нотки»
• физкультурно- спортивное -  спортивные секции, ДЮСШ
• туристско-краеведческое - «Юный краевед», «Память»
• эколого-биологическое - «Юный эколог»
• научно-техническое - «Умелые руки», «Познай себя», «ТВ Школьный мир», «ШЮП» «Казақ тілі», «Лингводилижанс» «Эрудит».

 
 
Это, несомненно, своего рода воспитательные центры, и каждый из них развивает определенное направление в воспитательной системе школы и несет в себе воспитательный потенциал. Налаженная на сегодняшний день связь  со всевозможными организациями ДО на различных уровнях (РДДТ, ДЮСШ, РДК, СМИ и.т.д.) способствует совершенствованию  способностей детей, их самовыражению, саоутверждению, самоопределению через участие во всевозможных конкурсах, проектах, соревнованиях.
 
 
Одним из важнейших направлений деятельности школы, как центра воспитательной системы является совместная деятельность школы, семьи и общественности. Понимая необходимость обогащения содержания этой деятельности, поиска таких форм, в которых взрослые и дети выступают как партнеры, союзники, единомышленники  разработана Программа «Содружество» цель, которой создать условия педагогически рационального включения родителей в систему воспитательной работы школы.
 
 
В данной подсистеме реализуются программы: программы кружков, секций, программа «Содружество».                              
 
 
Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы. При этом целенаправленному развитию личности в воспитательной системе школы способствует соблюдение ряда  принципов воспитания, которые являются основанием образования и организации всей жизнедеятельности школьников:

• Принцип природосообразности
• Принцип педагогики сотрудничества
• Принцип здоровьесбережения
• Деятельностный подход
• Социально-значимое творчество на основе самоуправления коллективной жизнью.
• Личностно-ориентированный подход.
• Гуманистический подход
• Принцип культуросообразности 
          

 
 
Одним из положительных результатов воспитательной системы является формирующиеся отношения между ее основными субъектами. Эти отношения строятся через систему деятельности всех педагогов школы, с целью развития ребенка и организации их постоянного сотрудничества.

Мы стремимся создать  единый общешкольный коллектив, в котором и школьники, и педагоги, и родители, и выпускники прежних лет, и друзья, горячо поддерживающие школу, переживали бы чувство общности, в котором бы господствовали отношения сотворчества, сотрудничества, сопереживания, события детей и взрослых.

 
 
Главными направлениями для достижения позитивных отношений между ее основными субъектами в нашей школе является:

• построение системы педагогической работы на основе задач развития учащихся;
• использование информации об индивидуальных особенностях детей для успешного  
• проведения различных форм учебно-воспитательной деятельности;
• применение технологий, позволяющих решать задачи развития;
• осуществление педагогического мониторинга;
• решение воспитательных задач на уровне класса и каждого ученика;
• создание системы взаимодействия с учителями предметниками,  психологом,  
• социальным педагогом, врачами в решении воспитательных задач;
• построение системы психологической работы с отдельными учащимися и группами
• учащихся в целях их роста и развития;
• консультирование педагогов и родителей, учащихся;
• проектирование и реализация системы методической работы педагогов;
• контроль за решением задач развития на разных уровнях;

 
 
Кроме того, мы осознаем, что гармонизация отношений между основными субъектами воспитательной системы будет зависеть от позиции, которую ребенок занимает по отношению к школе.
 
 
Для развития субъектной позиции школьников по отношению к своему образовательному учреждению мы придерживаемся деятельности основанной на коллективном планировании, организации, проведении и анализе детьми и взрослыми основных совместных внеурочных дел. Особое место здесь принадлежит традициям школы.                        
 
Школе принадлежит ведущая роль во взаимодействии с социаль¬ной средой, поэтому мы постоянно выявляем воспитательный потенциал окружения, создаем единую воспитательную среду. Такая технология управления позволяет видеть все объекты и всех субъектов образователь¬ного процесса, видеть динамику развития школы в целом.
 
 
На данный момент у нас сложились достаточно прочные связи со многими учреждениями и организациями как на территории Пресногорьковского сельского округа, так и на районном, областном уровне. С каждым учреждением и организацией связано определённое направление воспитательной работы.
 
 
Использование ресурсов каждого из субъектов сельского социума, выстраивание отношений социального партнерства позволяет школе расширить возможности в удовлетворении образовательных  и культурных потребностей и взрослых сельских жителей. Школа заинтересована в этом, так как желает видеть положительное  влияние других взрослых на развитие детей, желает возродить нравственные и культурные традиции на селе, укрепить семью, способствовать становлению информационной культуры взрослых и детей, оказывать им психолого-педагогическую поддержку. В настоящее время школа предоставляет населению села возможность заниматься в  спортзале, школьный музей организует для населения села выставки, проводятся праздники, встречи, организуются занятия родительского всеобуча.
 
 
Процесс становления и функционирования воспитательной системы происходит благодаря целенаправленным управленческим действиям по ее развитию.
 
 
Управление развитием воспитательной системы включает четыре основных направления:

• моделирование строящейся воспитательной системы,
• организацию коллективной творческой деятельности детско-родительского и педагогического коллектива, ориентирование детей и взрослых в процессе такой деятельности на общечеловеческие ценности
• корректировку возникающих отношений в этом процессе, рациональное использование воспитательного потенциала среды.

 
 
Одной из важных категорий управления являются функции. К основным из них можно отнести: выработку и принятие решений, включая планирование; организацию; учет и контроль; регулирование.

Управление воспитательной системой осуществляется гибко, используются две формы принятия управленческих решений:
1. В форме самоуправления - управленческие решения принимаются коллективно на педагогических советах,  заседаниях родительского комитета.
2. В форме административного управления   управленческие решения принимаются на заседании администрации.

 
 
Управленческий цикл (планирование, организация, мотивация и контроль) включает :

• Совершенствование информационно-аналитической функции управления.
• Планирование процесса воспитания осуществляется на основе результатов мониторинга и с применением технологии коллективного планирования (педагоги, родители, дети).
• Организация работы педагогов по реализации  разработанных программ.
• Воспитательная работа педагогов организуется через педсоветы, заседания МО классных руководителей, семинары классных руководителей, индивидуальные и групповые консультации.
• Используется система морального и материального поощрения педагогов, эффективно осуществляющих воспитательную деятельность.
• Формируется банк данных о  педагогическом опыте в области воспитания.
• Контроль процесса воспитания осуществляется через мониторинг качества воспитания, включающий в себя: диагностику личностного роста школьников; диагностику сформированности детских коллективов, социометрию, диагностику сформированности позиции воспитателя у педагогов школы.
• Проводится регулярный проблемно-ориентированный анализ полученных диагностических данных, сравнение полученных результатов с поставленными в области воспитания целями и реализуемыми на их основе планами работы педагогов школы.

 
 
В современных условиях развития школы как воспитательной системы с особой актуальностью встаёт задача создания рациональной единой системы мониторинга воспитательного процесса. Именно она позволяет по возрастающей выстраивать логику воспитательного процесса с неуклонным повышением его качества и эффективности.
 
 
В школе разработана и апробирована программа  мониторинга воспитательного процесса на основе которой принимаются управленческие решения по дальнейшему развитию системы.

 
Литература:
1.    Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения  [Текст]  / под ред. А. П. Тряпицыной. – СПб.: Питер, 2014. – 304 с. : ил
2.    Дуранов И. И., Швачко Е. В. Педагогические проблемы социально-культурного подхода: теория и практика [Текст] : Монография / И. И. Дуранов, Е. В. Швачко. – Челябинск: ЧГАКИ, 2010. – 147 с.
3.    Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. В. Б. Ольшанского [Текст] / Т. Шибутани / Ростов н/Д.: – изд-во «Феникс», 1999.  – 544 с.



Исследования
  • 0
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1 275
  • 0
  • admin Дата 24-08-2016, 14:12
Главная страница » Исследования » Воспитательная система как педагогический феномен социализации личности школьника


Голосование



Достижения фонда


Партнеры фонда

  • Главная
  • О Нас
  • Исследования
  • Публикации
  • Проекты
  • Контакты

Copyright © 2014-2023 noc-synergy.kz.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru