Menu
  • О Нас
    • Команда
  • Проекты
    • Онлайн-психолог
    • Отчеты
  • Публикации
  • Исследования
  • Библиотека
  • Контакты
  • Поиск

научно-образовательный центр

Понятие о школе и семье как субъектах социокультурной среды, способствующих социализации личности ребенка

Зуева Т.В.,

 региональный научно-практический центр

«Костанай дарыны»управления образования

акимата Костанайской области (РК)

 

 

В связи с динамичной специализацией социально-гуманитарных наук, школа и семья являются многоаспектным объектом научных исследований. Цели, задачи и методологические подходы нашего исследования предполагают видение школы и семьи как социальных институтов и субъектов социокультурной среды, способствующих социализации ребенка. При этом школа является частью института образования, включенного в единое образовательное пространство, и имеет собственную институционализацию. Школа обладает структурными и функциональными институциональными характеристиками. Направленность функций школы на обучение и воспитание школьников через освоение ими ценностно нормативного содержания социального опыта позволяет обозначать ее как социокультурный институт и одновременно социокультурный процесс.

Являясь органичной частью общества, школьное образование чутко реагирует на все изменения, происходящие в нем: это и структура социально-экономических связей, и потребности рынка труда, культурно - ценностные ориентиры, экологические вызовы и др. Таким образом, формируется социальный заказ общества школьному образованию, что обуславливает его социокультурный контекст. Социокультурная обусловленность образования определяет причины модернизаций, активно происходящих на системном уровне. Они связываются с общественными изменениями, вызванными переходом к постиндустриальному,  информационному обществу  [1, с. 204 - 206].

Другая сторона социокультурной обусловленности системы образования связана с культурными ценностями и гуманизацией образования. По мнению И. И. Дуранова и Е. В. Швачко культура и гуманизация – два крыла, позволяющие сделать социокультурное образование эффективным.

Гуманитарное образование как элемент социокультурного подхода включает в себя:

 

- формирование способности предвидения результатов своей деятельности, поведения;

- развитие интереса к самостоятельной творческой деятельности;

- ориентированность личности на нравственные, эстетические, социокультурные ценности.

 

Гуманитаризация содержания и гуманизация процессов в системе образования предполагают:

 

- понимание образования и воспитания как важнейших социальных институтов культурной преемственности;

- расширение ядра образования путем органичного включения в образовательный процесс духовно-нравственного, художественно-эстетического потенциала российской культуры;

- возвышение роли воспитания как механизма формирования «культуры жизнеспособности» [2, с. 66-68].

 

Одним из проявлений социокультурной обусловленности системы образования является имплементация демократических процедур, характерных для современного общественного развития, в образовательный менеджмент. В ряду отличительных особенностей развития современной системы образования отмечается переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием заключается в том, что учителям, учащимся и родителям предоставлено больше прав в свободе и в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, выборе различных типов образовательных учреждений. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы.

Статья 3. «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования» Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29 декабря 2012 года (далее - Закон) декларирует демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями [18]. Демократизация управления школьным образованием последовательно раскрывается в ряде статей настоящего Закона и других нормативно-правовых актах системы образования Российской Федерации и детализировано в Стандартах образования.

Нормы статьи 30 устанавливают требования к содержанию и порядку принятия локальных актов образовательной организации. В частности, согласно части 3 данной статьи при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, должно учитываться мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников.

Статья 26 подробно регламентирует создание в образовательной организации органов управления: единоличных (руководитель) и коллегиальных (общее собрание (конференция) работников, педагогический совет, попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и др.). Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция таких органов устанавливаются уставом образовательной организации (часть 5). В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления организацией и при принятии организацией локальных нормативных актов в организации могут создаваться советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы.

Активизация гражданской позиции родительской общественности, работа механизмов общественного участия в реализации права ребенка на образование меняет сущность образовательного пространства школы, создаёт условия для развития субъектности всех участников образовательного процесса и формирует современную школу как общественно – открытый институт.

Таким образом, социокультурная обусловленность школы оказывает влияние на характер, механизмы и формы ее взаимодействия с семьей. При этом, роль семьи как социально-педагогического института, выступающего одним из субъектов модернизации российского образования, пока чётко не определена [3, с. 26].

В свою очередь, современная семья как субъект социокультурной среды претерпевает свои изменения. Семья является первичным институтом социализации личности ребенка [4, с. 207 - 219].  В аспекте социально-культурного значения семья формирует ценностное поле человека и служит источником передачи опыта поколений, родовой памяти. «Что птенец видит в гнезде, то и берет с собой в полет» - гласит народная мудрость.

По мнению Т. Г. Кисилевой и Ю. Д. Красильникова семью как особый социально-культурный феномен следует рассматривать только тогда, когда она включает в себя минимум три личности: мужчину, женщину и ребенка. Это так называемая «малая семья». Большое значение в передаче социально-культурного опыта имеет «большая семья» – родители мужа и жены, братья, сестры, другие близкие и дальние родственники, друзья. При этом важно, чтобы люди, составляющие семью, общались достаточно часто и регулярно, и главное – обладали хотя бы самой общей, но сходной системой семейных ценностей  [5, с. 142].   

В социальной педагогике Р. А. Литвак и Е. В. Криницына выделяют важнейшие характеристики семьи – это ее функции, структура и динамика. Функции семьи – это то, что удовлетворяет потребности ее членов и потребности государства.  В числе шести основных функций семьи обозначается воспитательная функция,  согласно которой семья готовит детей к жизни в обществе и функция первичного социального контроля, в ходе реализации которой обеспечивается выполнение социальных норм членами семьи [6, с. 73]. Являясь институтом первичной социализации ребенка, семья выступает как один из фак­торов сохранения и развития национальной культуры, духовности нации.

В настоящее вре­мя семья переживает изменение своего социального статуса и характера взаи­модействия с другими агентами социализации детей  [7, с. 25], что приводит к нарушениям в структуре семьи. По мнению  Р. А. Литвак и Е. В. Криницыной эти нарушения затрудняют или препятствуют выполнению семьей своих функций.

Современные исследователи семьи обозначают кризис семьи как социального института общества, пути выхода из которого пока не ясны          [8, с. 4]. Причины его возникновения  связываются с проявлениями индустриальной цивилизации, а последствия - трудно предсказуемые. Разнообразие социальных отношений, а так же проекция их нарушений на семейные отношения требует системного и комплексного подхода к изучению семьи и ее проблемного поля.

На основании анализа научной литературы было рассмотрены основные понятия «школа» и «семья» как субъекты социокультурной среды. Семья - важный социальный институт, это первая в жизни человека социальная общность, где он осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. Семья является неотъемлемым фактором развития, воспитания и социализации ребенка. С поступлением ребенка в школу именно общеобразовательное учреждение становится для него одним из важнейших социальных институтов после семьи. Семья начинает разделять свою социализирующую функцию со школой.

Взаимодействие семьи и школы как важных субъектов социума является главным условием успешного развития личности. Цель взаимодействия состоит в привлечении семьи к совместной со школой социально-значимой деятельности, в обеспечении взаимопонимания и однонаправленности устремлений в развитии личности ребенка, его ценностных социальных ориентаций и творческого потенциала.

 

 Список литературы

  1. Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / под ред. А. П. Тряпицыной. – СПб.: Питер, 2014. – 304 с. : ил
  2. Дуранов И. И., Швачко Е. В. Педагогические проблемы социально-культурного подхода: теория и практика [Текст] : Монография / И. И. Дуранов, Е. В. Швачко. – Челябинск: ЧГАКИ, 2010. – 147 с.
  3. Дуранов М. Е. Педагогический процесс и педагогическая деятельность: проблемы, исследование и организация [Текст]: Монография / М. Е. Дуранов. – М.: гуманитарный издательский центр «Владос», 2009. – 365 с.
  4. Григорьева Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности [Текст] / Е. И. Григорьева - Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, 2013. – 280 с.
  5. Киселева Т. Г. Социально-культурная деятельность: учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников – М.: МГУКИ, 2004.– 197 с.
  6. Литвак Р. А., Криницына Е. В. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов заочного отделения, обучающихся по направлению 050400 «Психол. - пед. Образование» / сост. Р. А. Литвак, Е. В. Криницына. – Челябинск, 2011, - 274 с.
  7. Дуранов М. Е., Швачко Е. В. Теоретико - методологические проблемы социокультурного образования и развития личности [Текст]: Монография / М. Е. Дуранов, Е. В. Швачко. – Челябинск: ЧГАКИ, –  230 с.
  8. Лукьянова И. Е., Прохорова Э. М., Шиповская Л. П. Семьеведение: учебное пособие / Под ред. Е. А. Сигиды. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 265 с.
Исследования
  • 0
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1 379
  • 0
  • admin Дата 26-04-2016, 13:32
Главная страница » Исследования » Понятие о школе и семье как субъектах социокультурной среды, способствующих социализации личности ребенка


Голосование



Достижения фонда


Партнеры фонда

  • Главная
  • О Нас
  • Исследования
  • Публикации
  • Проекты
  • Контакты

Copyright © 2014-2023 noc-synergy.kz.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru