Menu
  • О Нас
    • Команда
  • Проекты
    • Онлайн-психолог
    • Отчеты
  • Публикации
  • Исследования
  • Библиотека
  • Контакты
  • Поиск

научно-образовательный центр

Социализация личности ребенка посредством культурно-досуговой деятельности в условиях новой парадигмы образования

Зуева Т.В.,

старший методист отдела воспитательной

работы и социализации личности

РНПЦ «Костанайдарыны»

 

Актуальность проблемы социализации личности ребенка посредством культурно-досуговой деятельностина социально-педагогическом уровне определяется не соответствием между потребностями современного общества, предъявляемыми к качествам социально-адаптивной личности, способной жить в быстро меняющемся мире и навыками социализации, формирующимися у подавляющего большинства детей в школе и семье как институтах социокультурной среды.

Участниками международной конференции «ИКТ в образовании: педагогика, образовательные ресурсы и обеспечение качества», проходившей 13-14 ноября 2012 г. в г. Москва при поддержке Московского Офиса ЮНЕСКО отмечено, что в постиндустриальном обществе наблюдается переход сфер социально – экономической жизни на концепцию развития Smart (умный).

Мы уже используем smart TV (умное телевидение), smart government (умное правительство – e-gov), smart moving (игровые модификации), smart bank (инновационный интернет-банкинг), smart home (умный дом) и др.

Smart education (умная система обучения)  означает гибкое обучение в интерактивной образовательной среде, позволяющее обучающемуся максимально быстро адаптироваться к окружающей среде, учиться в любое время и в любом месте на базе свободного доступа к образовательному контенту по всему миру[1, 18].

Новая парадигма образования качественно меняет роль педагога и способы получения знаний обучающимися. Знания сегодня являются товаром, который с каждым днем востребован все больше и больше. Сейчас недостаточно просто знать, надо постоянно актуализировать свои знания, так как скорость их появления колоссальна. Три Международных конференции ООН, прошедшие за последние 6 лет, признали главной проблемой сегодняшнего дня для человечества не способность  обрабатывать и осмысливать постоянно растущий объем информации. Это свидетельствует о необходимости создания качественно новых условий для социализации личности ребенка.

Главная цель новой модели образования - создание среды, обеспечивающей формирование и развитие у обучающихся знаний и навыков, на которые предъявляет спрос современное информационное общество. Это навыки сотрудничества, работы в команде и конструктивной коммуникации, способность мыслить критически, принимать оперативные и эффективные решения на основе целостной системы ценностей, совершать социально значимые и ответственныепоступки и т.д.

Люди, подготовленные в среде Smart education, являются более социализированными, быстрее адаптируются к условиям умной жизни,  к умной экономике и новым требованиям рынка труда[2].

Социализация – это общенаучный термин, трактуется как процесс приобщения индивида к социуму и как результат социального развития человека. Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации к социуму.

Социализация является комплексным процессом, включает в себя ряд стадий и обусловленных механизмов, исследованных А. П. Петровским, И. С. Коном, Г. М. Андреевой, В.В.Давыдовым, Б. М. Бим – Бад и др. В основе изучения различных аспектов социализации лежит культурно-историческая теория Л. С. Выготского.

Важнейшими институтами социализации для ребенка являются  семья, школа и внешкольные организации, общество сверстников и средства массовой коммуникации.

Первичная социализация происходит в семье, дальнейшее развитие компонентов социализации ребенка происходит в других институтах социокультурной среды при ведущей роли школы.

А.В. Петровский выделяет три стадии развития личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию. С периодом детства совпадает стадия адаптации. Здесь человек выступает как объект общественных отношений, на которого направлены воздействия родителей, воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребенка. На этой стадии происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями[3].

Усвоение форм деятельности происходит постепенно от простых к сложным. В каждом возрастном периоде жизни человека формируется конкретный базовый навык, который формирует ведущий вид деятельности, являющийся из всего многообразия главным (Таблица 1). При этом важно понимать, что:

- базовые навыки социализации и ведущие виды деятельности соответствуют возрастным особенностям ребенка, изучаются в педагогических ВУЗах и колледжах, их важно знать и родителям, для того, чтобы правильно организовать воспитание ребенка в семье;

-ребенок активен потому, что у него имеются потребности, и если в процессе воспитания ониучитываются, то формирование навыков социализации личности происходит успешно,для этого важно создать необходимые условия в семье и школе;

- при неблагоприятных условиях происходит деформация личности, человек находится в состоянии конфликта с собой и/или социумом, недоформированные базовые навыки социализации личности накапливаются и с возрастом образуют «кризисный комок».

Особенности психического развития детей в разные периоды жизни изучались со времен Пифагора, Гиппократа и Аристотеля. На сегодняшний день не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации. В результате этого появилось множество различных классификаций, а единой классификации так и не было создано. Каждая из предложенных систем имеет свои сильные и слабые стороны.

 

Таблица 1. Периодизация развития психических функций личности (по Э. Эриксону).

Возраст

Базовый навык и ведущий вид деятельности

Последствия не сформированности

базовых навыков

0 - 1год

Важно - удовлетворяются или не удовлетворяются основные физиологи­ческие потребности ребенка, ведущую роль играет эмоциональное общение, особенно с матерью. В случае удачного социального взаимодействия будет формироваться доверие к окружающему миру.

В случае неудачного социального взаимодействия будет формироваться недоверие к окружающему миру. 

Нарушение эмоционального общения с матерью может привести к задержке психического развития и формированию ощущения недолюбленности.

1 - 3 года

У ребенка развивается чувство автономно­сти на основе овладения моторными навыками, психическими способностями, навыками чистоплотности. Если родители оказывают поддержку ребенку, не торопят его, не ругают за просчеты, кризис раннего детского возраста имеет положительный итог.

Если родители бранят ре­бенка, считают его неумелым или не дают возможности самому достичь желаемого результата, будет реализован отрицательный полюс его развития. У ребенка возник­нет чувство стыда и неуверенности в своих силах. Недолюбленный ребенок становится еще и неуверенным.

3 - 6 лет

Предметно - игровая деятельность. Ребенок на этой стадии осваивает многие сложные психомоторные навыки (езда на велосипеде, лыжах, коньках), придумывает игры, способен занять себя и даже быть помощником. Соци­альный параметр этой стадии развивается между чувством инициативы на одном полюсе и чувством вины на другом. Важно сверстническое общение, в нем формируются навыки толерантности.

Если в процессе воспитания инициатива ребенка, осуществление его планов поддерживается, то кризис возраста проходит с положительным результатом.

Сомнения взрослых в возможностях ребенка, нежелание и боязнь его инициативности приводят к тому, что ребенок уносит чув­ство вины на следующую стадию развития.

Недолюбленный, не уверенный в себе, не доигранный интровертпроявляет агрессию к другим, экстраверт становится

аутоагрессивным (агрессия, направленная на себя).

 

7 - 12 лет

Ведущий вид деятельности - учебная. Особенно актуализированы познавательные способности, ребенок осваи­вает знания и навыки данного социума. Взрослые, поощряя тягу ребенка к освоению нового, к достижению результатов, поддерживают в нем чувство компетентности.

На­смешки дома и в школе, неудачи в учебе и дружбе со сверстниками способствуют развитию у ребенка чувства неполноценности, которое будет трудно преодолеть на следующих стадиях развития.

Вызывающее поведение, суицидальные мысли выступают как компенсаторные механизмы всех предыдущих нарушений психического развития личности.

13 - 17 лет

Ведущий вид деятельности - общение со сверстниками. Возникаю­щий в этот период параметр связи с окружающим колеблется между положительным полюсом идентификации «Я» и отрицательным полюсом путаницы ролей. Подрос­ток созревает физиологически и психологически, и у него появляются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни, новые ощущения собственного тела. У подростка встает задача объединить все, что он теперь знает о самом себе, своих новых ролях, в единое целое, осмыслить все это, связать с прошлым и проецировать в будущее.

Если подросток справляется с этой задачей психосоциальной идентификации, то у него появляется ощущение видения себя в перспективе, продолжении. На этой ста­дии родители играют только косвенную роль.

Кризис подросткового возраста есть суммарный результат всех предыдущих нарушений развития личности. Если у ребенка было доверие к миру, чувство ини­циативы, компетентности, то его шансы на идентификацию, то есть на опознание соб­ственной индивидуальности, значительно возрастают. Для недоверчивого, стыдли­вого, неуверенного, осознающего свою неполноценность подростка решить задачу идентификации будет очень сложно.

Подросток не может определить свое «Я», и у него появляются симптомы путани­цы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и куда идет. Подобная пу­таница ролей часто приводит подростков в группы правонарушителей и молодежных субкультур.

18 – 20 лет

Учебно-профессиональная деятельность. Специфический для этой стадии параметр заключен между положительным полюсом близости и отрицательным — отчужденности (одиночества). Под близостью понимается не только физиче­скую близость к кому-либо, но и близость к «Я». Такое обретение себя в другом чело­веке возможно при построении семьи или в дружбе.

Если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда его уделом становится одиночество — состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь, не о ком заботиться.     

 

 

Одни исследователи считают, что развитие личности после 20-24 лет опирается на базовые качества, сформированные ранее, другие утверждают, что оно происходит на протяжении всей жизни. Важно понять, что  забота о будущем ребенка включает в себя не только обеспечение его одеждой, питанием, игрушками, образованием и развитиемспециальных дополнительных навыков. В первую очередь родительская забота и педагогическое мастерство проявляются всоздании необходимых условий для формированиянавыков социализации личности[4].

Одним из важнейших средствсоциализации личности является досуг. По мнению большинства ученых, содержание досуга определяется как деятельность, оставшаяся за вычетом трудовых и бытовых занятий.  «Свободное время» связывается с деятельностью нерегламентированной, добровольной, осуществляемой человеком под влиянием внутренних побуждений, стремлений, желаний. Таким образом, «досуг», «досуговая деятельность», «свободное время» можно классифицировать как синонимичные, взаимозаменяемые понятия. Применительно к досугу семьи это будет определено как время, свободное от домашних, производственных и школьных дел родителей и детей. Применительно к школе – это внеучебная деятельность.

Классификация видов досуга основывается на базовых признаках (Таблица 2).

 

 

Таблица 2. Классификация видов досуга.

признаки классификации досуга

виды классификации досуга

по степени организации

организованный (спортивные, художественные и др. школы, кружки, клубы, секции, внеклассные мероприятия т.п.) или не организованный (встречи с друзьями, прослушивание музыки, интернет и т.п.)

по степени активности

активный (прогулки на улице, спорт и т.п.) или пассивный (сон, телевизор, компьютер и т.п.)

по отношению к себе

конструктивный или деструктивный

по отношению к внешнему миру

спокойный/уравновешенный, либо экстремальный/агрессивный

 

Организованную досуговую деятельность принято называть рекреативной зоной социокультурной среды. Она призвана способствовать развитию навыков коммуникации, формированию духовно-нравственного ценностного поля, профессиональной ориентации, других социально – значимых качеств и навыков личности.

Рекреативная зона располагается на пересечение сфер педагогики, включая семейное воспитание, социологии икультуры. Поэтому мы рассматриваем вопросы социализации личности ребенка посредством культурно-досуговой деятельности в контексте интегративного подхода.

С социологической точки зрения процесс познания, как основной вид деятельности школьников, и будучисущностной характеристикой культуры общества, является одной из базовых составляющих процесса социализацииличности.

Технологии постиндустриального общества внесли значимые изменения и в сферу культуры. Смену гуманитарной концепции культуры на мозаичную определяет культуролог А. Моль. Современному человеку вместо целостной системы ценностей, с позиций которых только и возможна правильная оценка происходящего,предлагается набор сиюминутных установок, распространяемых через СМИ и Интернет-ресурсы. Мозаичная культура не является продуктом образования, полученного на основе духовно-ценностных установок. Она есть итогнепрерывного ежедневного воздействия на человека информационного потока[5, 87].

В этой связи, не смотря на расширяющееся многообразие предложений современной рекреативной зоны для ребенка и семьи, мы обозначаемналичие социально-педагогических проблем в организации досугового времени школьников и их родителей.

Специалисты в области изучения структуры досуга школьников констатируют, что телевидение, новая «виртуальная реальность», выйдя на первое место, вытеснили живое общение иактивные формы досуга.Они стали решающими в проведении детьми свободного времени. Вследствие этого трудности в общении в настоящее время испытывают до 89% школьников.

Понимая, что навыки проведения досуга ребенок берет из семьи, исследователи изучили и формы проведения семейного досуга.Опрос учащихся показал, что не во всех семьях у детей и родителей есть общие занятия, интересы, выходящие за рамки повседневного быта. Только четверть опрошенных школьников проводит свободное время вместе с родителями часто, 42,6% подростков совместные занятия с родителями в свободное время не считает частым явлением. Редко проводят свой досуг с родителями 22,7% опрошенных. Каждый десятый респондент «практически никогда не проводит свободное время с родителями».

Большинство семей совместный отдых проводят возле телевизора (56%), а также, выполняя работу по дому (49%). Только 13 % респондентов отметили, что совместно с родителями занимаются активными видами отдыха (гуляют, занимаются спортом) [6].

Таким образом, можно сделать выводы, что современный рынок труда и умные технологии предъявляют ряд новых требований к личности. Навыки социализации обеспечивают успешность человека. Они формируются с раннего детства первоначально в семье, а впоследствии – в других институтах социокультурной среды. Значимое место в социализации личности принадлежит организации семейного досуга и рекреационной зоне. Для того чтобы досуговая деятельность способствовала социализации личности ребенка она должна быть педагогически целесообразно организована. В этом и заключается ведущая роль школы во взаимодействии с семьей.

 

Список литературы:

  1. В. П. Тихомиров. Smart eLearning – новая парадигма развития образования и обеспеченияустойчивой конкурентоспособности страны[Текст] / Тихомиров В.П. // Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании– 2012. – 223 С.
  2. 2. В. П. Тихомиров. Smart education - веление времени [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://www.mesi.ru/about/press/interview_supervisor.php.
  1. Социальная психология. Тема 3. Социализация [Электронный ресурс] //Режим доступа: https://lib.nspu.ru/umk/88c7f42f1e5f9e32/t3/ch1.html
  2. Возрастная периодизация психического развития детей [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://psylist.net/pedagogika/00250.htm
  3. М. Н. Демина. Изменения в когнитивных практиках индивидов под влиянием новых информационных технологий [Текст] / Демина М. Н.// Социологические исследования - 2010. - № 6. - C. 87-92
  4. М. В. Жиркова. Социально-педагогические основы организации досуга школьников в муниципальном образовании мегаполиса [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://www.dissercat.com/content/sotsialno-pedagogicheskie-osnovy-organizatsii-dosuga-shkolnikov
Исследования
  • 0
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1 633
  • 0
  • admin Дата 26-04-2016, 13:25
Главная страница » Исследования » Социализация личности ребенка посредством культурно-досуговой деятельности в условиях новой парадигмы образования


Голосование



Достижения фонда


Партнеры фонда

  • Главная
  • О Нас
  • Исследования
  • Публикации
  • Проекты
  • Контакты

Copyright © 2014-2023 noc-synergy.kz.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru