Menu
  • О Нас
    • Команда
  • Проекты
    • Онлайн-психолог
    • Отчеты
  • Публикации
  • Исследования
  • Библиотека
  • Контакты
  • Поиск

научно-образовательный центр

О педагогических условиях социального партнерства школы и семьи в процессе социализации личности ребенка

Зуева Т.В.,

старший методист РНПЦ «Костанай дарыны»,

аспирант Челябинской Государственной Академии Культуры и искусств

научный руководитель:

Литвак Р.А.,

доктор педагогических наук, профессор 

 

В педагогических исследованиях под социализацией личности понимается процесс и результат усвоения и последующего активного вопроизводства индивидом социального опыта.

Семья рассматривается как один из институтов социокультурной среды, где человек получает первый опыт социального взаимодействия. Так же семья рассматривается как модель и форма базового жизненного тренинга личности. Затем в жизнь ребенка включаются такие социальные институты как организации образования, улица, средства масс-медиа и др. [1, с. 306].  

В современной отечественной и зарубежной социологии система образования расматривается как ведущий социальный институт, тесно связанный с формированием человеческого ресурса страны, экономикой, их конкурентоспособностью. Социальное партнерство означает практику совместной выработки решений и сбалансированной, разделяемой ответственности [2]. Таким образом, организация взимодействия школы и семьи в формате социального парнерства содействует формированию социально зрелой, социально ориентированной и социально ответственной личности, обеспечивающей конкурентоспособность страны в будущем, что заложено в целеполагании стратегических документов системы образования Республики Казахстан. Управляемое взаимодействие нескольких субъектов в социологии определятся термином «интеграция».

Интегративные процессы социального партнерства школы и семьи обеспечиваются педагогическими условиями. Синтезируя различные позиции ученых-педагогов, Н. Ипполитова и Н. Стрехова рассматривают педагогические условия как один из компонентов педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующий на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обуспечивающих её эффективное функционирование и развитие [3].

С момента выхода за пределы семьи функций воспитания, обучения и развития ребенка и разделения ответственности за их результаты с государством, другими институтами социокультурной среды и, в частности, – системой образования, возникло два «образовательных полюса». Они самостоятельно определяют что, как и зачем должно быть усвоено, чтобы ребенок вырос социально зрелой личностью, подготовленной к взрослой жизни  в динамично меняющемся мире. И тот и другой «полюс» - самостоятельные структуры, в которых происходит процесс социализации человека. При этом каждый из полюсов задает свою систему обоснованных ориентиров и координат – контекст социальных связей, норм, ценностей, коммуникаций и отношений, в которые включена формирующаяся личность.

Основа функционарования семьи – это система отношений, заложенных ее членами. Она часто складывается стихийно и имеет условные стандарты, определяется теми психологическими ролями, которые присвоили себе члены семьи из своего родового опыта. Вместе с тем, само понятие «Семь-Я» предполагает индивидуализацию с правом на собственную идентичность. Уклад межличностных отношений по своей природе носит не публичные, интимные и синтиментальные отношения.

Система образования, напротив, транслирует открытые отношения с ясно определенными целями и функциями.  На формирование моделей образов влияет государственное устройство, социокультурные, политические и экономические стандарты и требования государства. Это позволяет рассматривать организации системы оразования как общественные институты, основу которых задают заложенные социумом модели и нормы поведения. Они выражаются в виде целей образования: «гармонично развитая личность», «полноценный член гражданского общества», «социально-ответственная личность, способная...» и т.д.

Вместе с тем, когда речь идет о становлении личности в семье, у родителей сформированы свои представления и ориентиры о том, каким они хотят вырастить своего ребенка: «хорошим человеком - честным и порядочным», «лучшим, состоявшимся во всем», «способным постоять за себя», «завоевать свое место под солнцем» и т.п. Если принять априори, что на осознанном или не осознанном уровне они существуют в каждой семье и привносятся через родителей и обучающихся в образовательное пространство, то возникает вопрос: каким образом должны сосуществовать эти две системы ценностных координат, чтобы была достигнута общая цель - формирование интеллектуальной нации, представители которой обладают не только конкурентоспособными знаниями, креативным мышлением, но и высокими гражданскими и нравственными принципами, чувством патриотизма и социальной ответственности [4].

В апреле 2015 года кабинетом воспитательной работы и социализации личности РНПЦ «Костанай дарыны» было проведено социально-педагогическое исследование взаимодействия школы и семьи, в котором приняло участие 250 родителей и учителей 25 школ Костанайской области. Данные опроса респондентов свидетельствуют о единстве взглядов школы и семьи на формирование таких качеств личности как самостоятельность (родители - 70%,  учителя - 77%), ответственность и дисциплинированность (родители по 55%,  учителя  по 48%). Разницу во взглядах на качества личности, которые должны формироваться в школе вызвали такие, как интеллектуальное развитие (родители - 65%,  учителя - 29%), любознательность (родители - 30%,  учителя - 13%), трудолюбие (родители - 45%,  учителя - 74%), коммуникабельность (родители - 50%,  учителя - 29%), честность (родители - 15%,  учителя - 26%).

Качества, присущие нравственной и социально-ответственной личности, такие, как милосердие, доверие, объективность, гуманность, честность, доброта отнесены респондентами в зону не приоритетных (родители – от 5 до 15%,  учителя – от 6 до 26%).

Положительным фактором исследования определено признание большинством респондентов наличия единства педагогических требований к ребенку в школе и семье (родители – 67%,  учителя – 60%). Третья часть респондентов считает, что оно есть, но не во всем, 10% респондентов из числа родителей признают его отсутствие.

Данные исследования свидетельствуют как о наличии противоречий, так и о стремлении в объединении усилий школы и семьи по формированию личности ребенка. Потребность во взаимодействии заинтересованных сторон является необъемлемым условием социального партнерства, обеспечивающего сотрудничество единомышленников. Имеющиеся различия в стилях и укладе не должны становиться поводами для противодействия, а восприниматься как расширение возможностей, дополнение друг друга для достижения общей цели, при условии, что преимущества каждой системы будут осознанны.

Ответственность, с которой родители выбирают учебное заведение для своего ребенка, напрямую связано с условиями и содержанием образования (профиль школы, система методической поддержки, учебники и др.), а так же личностью педагога, который будет учить и воспитывать их ребенка: сможет ли он воплотить в жизнь чаяния и устремления родителей.

Однако за этими ожиданиями и предпочтениями скрывается удивительный факт. Не смотря на то, что каждый из родителей когда-то учился в школе и имеет четкие представления о том, как построен процесс обучения, тем не менее, мало кто задумывается о школе как об особой системе, функционирующей по своим законам, об учителе как части этой системы, проводнике её норм, требований и правил. Не понимание специфики системы – основной источник разногласий. Задача педагога – объяснить на каких основаниях она построена, почему именно по таким законам функционирует и такие требования предъявляет [1, с. 310].  

Основанием для социального партнерства школы и семьи выступают педагогические условия, которые классифицируются на три группы:

- организационно-педагогические условия, представляющие собой совокупность целенаправленно сконструированных возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса, лежащих в основе управления целостного педагогического процесса;

- психолого-педагогические условия – как совокупность целенаправленно сконструированных взаимосвязанных и взаимообусловленных возможностей для преобразования конкретных характеристик личности;

- дидактические условия выступают как результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, приемов, организационных форм обучения для достижения дидактических целей [3].  

Если образовательное пространство школы и семьи не согласовано, то потенциально создаются условия для противостояния, где одна из образовательных сред будет изолирована, ограничена в своей социализирующей функции или вытеснена из социокультурного пространства личности. И наоборот, согласованность усиливает продуктивность образовательного процесса, создает синергетический эффект в своем воздействии на обучение, воспитание и развитие личности ребенка как в школе, так и в семье.

Таким образом, процессы социализации личности ребенка будут наиболее продуктивны при наличии согласованных педагогических условий в школе и семье, а так же в условиях интеграции на основе социального партнерства школы и семьи.

Продуктом такого взаимодействия является область социокультурного взаимодействия как общность учащихся, родителей и учителей, как условия, в которых деятельность организована не в форме разделения труда, а в формате сознательно организованного сотрудничества [1, с. 325-326].  

 

Список литературы

  1. Семья: психология, педагогика, социальная работа. [Текст] / под ред. А.А. Реана. – М. : АСТ, 2010. – 576 с.
  2. А.М. Осипов, П. Карстанье, Б.В. Тумалев, В.Г. Зрубин. Социальное партнерство в сфере образования [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// http://www.ibl.ru/konf/041208/87.html
  3. Н. Ипполитова, Н. Стерхова. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// genproedu.com/paper/2012-01/full_008-014.pdf
  4. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы, утвержденная Указом Президента РК от 07.12.2010 № 1118 [Текст].
Исследования
  • 0
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1 334
  • 0
  • moderator Дата 25-04-2016, 15:14
Главная страница » Исследования » О педагогических условиях социального партнерства школы и семьи в процессе социализации личности ребенка


Голосование



Достижения фонда


Партнеры фонда

  • Главная
  • О Нас
  • Исследования
  • Публикации
  • Проекты
  • Контакты

Copyright © 2014-2023 noc-synergy.kz.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru