Menu
  • О Нас
    • Команда
  • Проекты
    • Онлайн-психолог
    • Отчеты
  • Публикации
  • Исследования
  • Библиотека
  • Контакты
  • Поиск

научно-образовательный центр

Трансформация принципов педагогики сотрудничества в обновлении современной системы образования Российской Федерации и Республики Казахстан

Зуева Татьяна Владимировна

КГКП «Региональный научно-практический центр «Костанай дарыны»

управленияобразования акимата Костанайской области»,

аспирант Челябинской государственной Академии культуры и искусств

г. Костанай, Республика Казахстан

 

Образование как социальный феномен отражает процессы социокультурного развития общества. Система образования, являясь институтом социокультурной деятельности и призванная решать задачи социально-экономического развития страны, находится в постоянном процессе собственного развития и обновления содержания.

Непосредственное влияние на качество школьного образования оказывают многообразные факторы. Среди них учёные и исследователи выделяют такие, как:

  • поддержка и привлечение родителей и представителей местного сообщества;
  • преподавание на родном языке (особенно в начальной школе);
  • процесс обучения, ориентированный на ребёнка и предполагающий активное вовлечение учащихся;
  • безопасная и здоровьесберегающая среда;
  • система оценки учебных достижений;
  • эффективное управление и руководство;
  • обеспеченность ресурсамии др. [1].

Трансформация принципов педагогики сотрудничества в обновление современной системы образования стала велением времени.

В середине восьмидесятых годов прошлого века под влиянием глобальных перемен в общественно-политической жизни Союза Советских Социалистических Республик – «перестройки», возникло новое направление в педагогике, получившее название педагогика сотрудничества. По мнению ее разработчиков, которых стали называть педагогами-новаторами, она должна была объединить педагогов с различными подходами к воспитанию и обучению, придерживающихсяустремления к гуманизации системы образования и созданию альтернативы устаревшей официозной педагогике конца советского периода.

В 1988 году февральским Пленумом ЦК КПСС было указано на целесообразность создания в школах и ПТУ общественных советов из числа педагогических работников, учащихся, их родителей, представителей производственных коллективов общественности. Приняв в основном Концепцию общего среднего образования и Положение о средней школе, Всесоюзный съезд работников народного образования (декабрь 1988г.) отметил, что первоочередным направлением перестройки образования становится создание государственно-общественной системы управления учебными заведениями.

Экономические и политические изменения, связанные с трансформацией СССР в СНГ в меньшей степени затронул фундаментальные принципы и подходы школьного образования.Генезис педагогики сотрудничества вышел на системный уровень, трансформировавшись в государственно-общественную систему управления организациями образования в Российской Федерации и Казахстане. Таким образом, был дан старт современным процессам обновления содержания и менеджмента школьного образования, основанным на принципах гуманизации.

Новый взгляд на современную парадигму воспитания транслирует в своих современных трудах один из основателей гуманной педагогики – педагогики сотрудничества, Ш. А. Амонашвили. Ключевая идея лежит в расширении педагогического сознания, причем не только работников системы образования, понимая педагогические компетенции в узком смысле слова, но и родителей, понимая педагогическую образованность в широком смысле, которую следует искать в родительском сердце [2, с. 18].

Называя новое поколение детей Детьми Света, он пишет, что Детям Света нужны родители Света, учителя Света. Взаимодействие между ними расширяется до четвертого – духовного измерения. Оно содержит три допущения:

 

- Высший Мир, Мир  Духовный, Мир Бога – есть реальность.

- Дух человека бессмертен и устремлен к вечному совершенствованию и восхождению.

- Земная жизнь есть отрезок пути бесконечного духовного восхождения.

 

Если эти допущения принимаются, то они меняют взгляд на ребенка:

 

- Ребенок есть явление в Земной Жизни.

- Ребенок есть носитель своей Миссии.

- В Ребенке заключена величайшая энергия Духа.

 

По мнению Амонашвили, родители, или учителя, или воспитатели – соработники у Бога. Они тоже были детьми, и, значит, каждый из взрослых тоже есть явление, тоже носитель своей Миссии и тоже владеет величайшей энергией Духа. Разница только лишь в том, что взрослые имеют больше опыта. Такое понимание выводитвзаимоотношения, складывающиеся между родителями, педагогами и детьми в плоскость уважения личности ребенка и педагогического сопровождения процессов самопроявления его предназначения, которое ребенок знает сам с рождения. А предназначение может быть только светлым, эволюционным, приносящим благо.

Авторитарная педагогика есть педагогика бедности и ограниченности нашего сознания. Расширить сознание нужно от материального до духовного, с пониманием того, что дух есть начало всего материального. «Без духовной общности воспитание не состоится» - цитирует Ш.А. Амонашвили В. А. Сухомлинского, возводя эти слова до статуса закона духовной общности между взрослым и Ребенком [2, с. 20 - 23].

Взгляды Ш.А. Амонашвили закладывают новую философскую основу современной парадигмы образования, базирующуюся на гуманистических, личностно-ориентированных ценностях. Вместе с тем, исследование, проведенное нами среди представителей активной родительской общественности и учителей 25 школ Костанайской области Республики Казахстан свидетельствуют о наличии противоречия в структуре ценностного поля семьи и школы, во взглядах на социокультурные ориентиры школьников как продукта системы образования.

Данные опроса респондентов свидетельствуют о том, что в рейтинге качеств личности, которые должна формировать в обучающемся школа, самые высокие показатели занимают такие качества как самостоятельность (70% - родители,77% - педагоги). Нейтральными, соответственно пренебрегаемыми в воспитании школьников, являются качества личности: уважение, дисциплинированность, ответственность, целеустремленность (50-55% родители, 42-48% - педагоги).

Наиболее низкие рейтинговые позиции занимают качества личности человека – гуманиста: милосердие, доверие, объективность, гуманность, честность, доброта (5-15% - родители, 6-26% - педагоги).

Разницу во взгляда вызвали такие качества личности как трудолюбие (45% - семья, 74% - педагоги) и интеллектуальное развитие (65% - родители, 29% - педагоги). Такой разрыв в ожиданиях семьи от школы связан с не достатком диалога между этими двумя институтами социокультурной среды.

Соответственно, по этой же причине респонденты показали разницу в степени взаимной удовлетворенности: 60% родителей высказали высокую степень удовлетворенности школой, в которой обучаются их дети и лишь 45% педагогов обозначают высокий уровень воспитания в семьях обучающихся.

Ведущей формой организации диалога школы и семьи остается родительское собрание. Высокую эффективность и значимость родительских собраний для семейного воспитания обозначают 70% родителей и 82% педагогов. Школе свойственно переоценивать свою значимость для семьи.

Готовность к сотрудничеству семьи и школы носит преимущественно декларативный характер, причем со стороны школы: 90% родителей и 89% педагогов высказали готовность к совместному планированию работы школы/класса. При этом, обозначили готовность к совместной реализации этих планов 95% родителей и 72% педагогов.

Успешное решение задач социализации детей возможно через учебно-воспитательную систему, базирующуюся на принципах педагогики сотрудничества: гуманизм, сотрудничество, диалог, опора на внутреннюю мотивацию, забота, бескорыстие, творчество, товарищество. Реализация школой своей социальной миссии имеет такое же значение, как и академическая задача школы, поскольку система образования является поставщиком кадров на рынок труда и несет значимую часть ответственности за формирование человеческого ресурса и социально-экономического потенциала страны.

Педагогический процесс и воспитание ребенка в семье и школе будут гармоничными при условии уважения личности ребенка и выстраивании взаимоотношений на основе идей Гуманной Педагогики.

Разрыв во взаимных притязаниях семьи и школы, взглядах на социокультурные ориентиры школьников как продукта системы образования свидетельствует об актуальности разработки научно-методического сопровождения интеграции школы и семьи и преломлении ориентиров современной гуманной педагогики в практическую плоскость.

 

Список использованной литературы:

  1. Вальдман И.А. Ключевые аспекты качества образования: уроки международного опыта [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.iuorao.ru/
  2. Амонашвили Ш.А. Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе [Текст]  / Ш.А.  Амонашвили. – 3-е издание. – М.:Амрита, 2014. – 336 с.
Исследования
  • 0
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1 165
  • 0
  • admin Дата 25-04-2016, 12:41
Главная страница » Исследования » Трансформация принципов педагогики сотрудничества в обновлении современной системы образования Российской Федерации и Республики Казахстан


Голосование



Достижения фонда


Партнеры фонда

  • Главная
  • О Нас
  • Исследования
  • Публикации
  • Проекты
  • Контакты

Copyright © 2014-2023 noc-synergy.kz.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru