Menu
  • О Нас
    • Команда
  • Проекты
    • Онлайн-психолог
    • Отчеты
  • Публикации
  • Исследования
  • Библиотека
  • Контакты
  • Поиск

научно-образовательный центр

Формировние социально-ориентированной личности через развитие функциональной грамотности

Зуева Т.В., старший методист

отдела воспитательной работы

 и социализации личности

 регионального научно-практического центра «Костанай дарыны»

 

Сегодня мы живем в быстро меняющемся мире. Еще совсем недавно, казахстанцам искренне верилось, что рыночная экономика, при демократических в республике преобразованиях, сама расставит приоритеты, выведет наше молодое государство на уровень международных стандартов качества жизни XXI века. Глобальные вызовы экономического, социально-политического и экологического характера диктуют свои требования к качествам личности, способной быть адаптивной к условиям открытого, динамично меняющегося мира. Усвоение индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит,  происходит в семье и социуме, включая образовательное пространство.

Ключевую роль в обеспечении возможностей социализации личности ребенка в системе образования играет нормативно-правовая база. В Республике Казахстан (далее РК) разработана вертикаль документов, определяющих условия и порядок организации учебно-воспитательного процесса, способствующих социализации обучающихся в социокультурном пространстве.

Закон РК «Об образовании» определяет место воспитательных программ в общей организации  образовательного пространства. Эта норма закреплена статьёй 28 «Организация учебного и воспитательного процесса» - «Воспитательные программы в организациях образования являются составляющей частью учебного процесса…» [1].

Модернизация социально-экономической сферы и образовательного пространства Казахстана ставят перед нами новые задачи и вносят новое понимание смыслов педагогических действий. В разделе «Воспитательная работа и молодежная политика»  Государственной программы развития образования  Республики Казахстан на 2011-2020 годы одной из важнейших задач модернизации системы образования определяется «Формирование интеллектуальной нации, представители которой обладают не только конкурентоспособными знаниями, креативным мышлением, но и высокими гражданскими и нравственными принципами, чувством патриотизма и социальной  ответственности» [2].

Новый вектор развития образовательного пространства страны задает Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, где «Функциональная грамотность в наиболее широком определении выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни» [3].

Результатом развития функциональной грамотности является овладение обучающимися системой ключевых компетенций, позволяющих молодым людям эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать их в процессе социальной адаптации. Ключевые компетенции – это требование государства к качеству личности выпускника средней школы в виде результатов образования, заявленные в Государственном общеобязательном стандарте образования и учебных программах. В ряду ключевых компетенций выпускника средней школы обозначены и социальные, понимаемые как «способность к социальному взаимодействию» [3].

Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников включает укрупненно четыре основных механизма:

  1. обновление содержания образования (стандартов, учебных программ и планов, форм, методов и технологий обучения);
  2. развитие системы оценки результатов обучения школьников;
  3. обеспечение активного участия родителей в образовании и воспитании детей;
  4. развитие дополнительного образования.
Эти инновации находят свое развитие в Государственном общеобязательном стандарте среднего образования, утвержденном Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 (далее – Стандарт) [4].

На первый взгляд в новом Стандарте отсутствует слово «воспитание» и его производные, однако, контекстно именно в этой сфере и произошли ключевые изменения. Если в Стандарте 2010 года обозначены термины «учебно-воспитательный процесс» и «педагогические технологии воспитания, обучения и развития». То в Стандарте 2012 года вводятся новые понятия, содержащие компоненты социально-ориентированной воспитательной системы:

- «Образовательная область – часть образовательного стандарта, включающая набор знаний, практических навыков и умений, обеспечивающих физическое, интеллектуальное, нравственное, эстетическое, коммуникативное и социальное развитие школьников».

- «Образовательная траектория – непрерывный процесс развития ребенка, который намечает педагог совместно с родителями и другими специалистами для достижения определенной цели» [4, п.1].

Таким образом, усиливается функция социализации воспитательной задачи урока, и расширяются партнерские взаимоотношения школы как объекта социокультурной среды.

Нововведением Стандарта 2012 года является закрепление принципа социального партнерства и корпоративной ответственности за качество образовательной среды. Если ранее педагогическое сотрудничество ограничивалось только  рамками «участников учебно-воспитательного процесса» (учащиеся, родители, педагоги), то новый Стандарт, основанный на подходах развития функциональной грамотности, значительно расширяет рамки партнерских отношений, включая в них НПО, Попечительские советы, родительские комитеты и иные организации, позиционирующие себя как «заинтересованные стороны». В их числе могут выступать учреждения культуры, спорта, здравоохранения, социальной защиты и т.д., а так же окружающее школу сообщество. Такой подход определяет школу как активного участника социальных процессов в социокультурной среде. Это позволит выстроить новую систему взаимодействия организаций образования с обществом, будет способствовать преодолению жестких границ и барьеров, сформировавшихся за долгие годы между школой и другими социальными структурами, что в конечном итоге будет  способствовать формированию таких качеств личности как социальная значимость и социальная ответственность.

Важным механизмом развития функциональной грамотности, признанным во всем мире, является активное участие родителей в образовании и воспитании детей. С этой целью при школах создаются Попечительские Советы, являющиеся выборным органом и формой коллегиального управления общеобразовательной организацией.

Согласно Стандарту образования 2012 года, Попечительский Совет вводится в модель управления школой: «Организация общественно-полезного труда, проведение трудовой практики в объеме учебной нагрузки ученического компонента типового учебного плана осуществляется с участием попечительского совета или родительского комитета» [4, п. 67].

Кроме того, само понятие «определение образовательной траектории» уже предполагает активное партнерское включение родителей в образовательное  пространство школы, что обеспечит переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося. В этой связи в организации работы с родителями важно своевременно донести до их понимания все аспекты и механизмы осуществления преемственности содержания основного среднего образования, технического  и профессионального, послесреднего и высшего образования.  Это необходимо для осознанного и не формального исполнения требования, заложенного в новом образовательном Стандарте: «Выбор обучающимися направления предпрофильного обучения на уровне основного среднего образования и профильного обучения на уровне общего среднего образования осуществляется при участии родителей и попечительского совета» [4, п.34.].  С этого необходимо начинать профориентационную работу.

Определяя функции местных органов и общеобразовательных организаций по созданию условий для обеспечения безопасности жизни и охраны здоровья обучающихся [4, п.62] важно отметить среди них «усиление социальной и психологической службы», «организацию тесной связи с местным населением и родительской общественностью», «изучение неформального окружения обучающихся». Таким образом, условия социализации личности значительно расширяют границы школы в окружающем социуме.

Важный аспект инновации Государственного стандарта 2012 года - принципиально новый подход к организации оценивания уровня подготовки обучающихся. Он является одним из механизмов развития функциональной грамотности школьников и определен в Стандарте 2012 года:

«Уровень подготовки обучающихся оценивается с охватом трех аспектов:

 

1) личностные результаты;

2) системно-деятельностные результаты;

3) предметные результаты.

Личностные результаты отражаются в:

1) проявлении уважения к Конституции Республики Казахстан, к закону и правопорядку;

2) проявлении активной гражданской позиции, высоких патриотических чувств, готовности к служению своей Родине и защите ее интересов;

3) владении государственным и родным языками, уважении к истории, культуре, традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана;

4) стремлении беречь и приумножать природу родного края, своей страны, проявлении активной позиции в охране окружающей среды;

5) ведении здорового образа жизни, навыков сохранения собственной безопасности и окружающих людей;

6) проявлении высокой культуры человеческого общения, соблюдении этических норм;

7) способности к самообразованию и самореализации и созидательному труду;

8) уважении к старшему поколению и заботе о младших, проявлении доброты и чуткости к другим;

9) умении адекватно оценивать особенности социальной среды, противостоять антиобщественным явлениям, деструктивным воздействиям идеологического, противоправного и религиозного характера» [4. п.42, 43].

 

Фактически их можно рассматривать как критерии определения уровня воспитанности личности  и векторы построения воспитательной работы.

«Личностные результаты отслеживаются в форме психолого-педагогического мониторинга уровня воспитанности, социализации и духовно-нравственного, творческого и физического развития обучающегося и фиксируются в его портфолио.

Системно-деятельностные результаты определяются достижениями обучающегося по предметным олимпиадам, курсам по выбору, выполнению творческих учебных проектов, а также другим видам исследовательской деятельности и фиксируются в его портфолио.

Предметные результаты отражаются в знаниевой и деятельностной подготовке обучающихся по освоению базового содержания среднего образования.

Предметные результаты освоения содержания среднего образования оцениваются пятибалльной системой» [4. п. 44-47,53].

Традиционно в системе образования уже сформировались инструменты определения системно-деятельностных и предметных результатов.  Разработка и апробация индикаторов оценивания личностных результатов, единого инструментария проведения психолого-педагогического мониторинга – вопрос ближайшего будущего. Вместе с этим, особую актуальность приобретает мотивация достижений высоких личностных результатов. По своей сути они располагаются в области духовно-нравственных ценностей, которые и определяют уровень социальной адаптивности личности. Ребёнку важно понимать, что означает быть воспитанным, критерии воспитанности, зачем и насколько ему надо быть воспитанным. Соответственно, с позиции воспитания, образовательное пространство школы призвано научить обучающегося тому, как ориентироваться в многомерной системе духовно-нравственных координат на внутриличностном и межличностном уровне, что в конечном итоге будет обеспечивать социальную адаптивность молодого человека.

Таким образом,  область школьного и внешкольного воспитания является сферой педагогического творчества, где определяется актуальным разработка инструментария измерения личностных результатов, системы использования результатов для достижения положительной динамики личностного роста и создания мотивационного веера для достижения высоких показателей личностных результатов уровня подготовки обучающихся.

 

Литература:

  1. Закон Республики Казахстан «Об образовании».
  2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.
  3. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012 - 2016 годы, утвержденный Постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2012 года № 832.
  4. Государственный общеобязательный стандарт среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования, утвержденный Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080).
Исследования
  • 0
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 2 563
  • 0
  • admin Дата 25-04-2016, 11:34
Главная страница » Исследования » Формировние социально-ориентированной личности через развитие функциональной грамотности


Голосование



Достижения фонда


Партнеры фонда

  • Главная
  • О Нас
  • Исследования
  • Публикации
  • Проекты
  • Контакты

Copyright © 2014-2023 noc-synergy.kz.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru