Menu
  • О Нас
    • Команда
  • Проекты
    • Онлайн-психолог
    • Отчеты
  • Публикации
  • Исследования
  • Библиотека
  • Контакты
  • Поиск

научно-образовательный центр

Анализ результатов социально-педагогического исследования взаимодействия школы и семьи.

Степень взимной удовлетворенности в системе взимоотношений школа-семья.

 

Вопрос педагогам:Отметьте цифру от 1 до 10, которая соответствует Вашей удовлетворенности уровнем семейного воспитания, присущим большинству семей обучающихся в Вашей школе. Вопрос родителям:Отметьте цифру, которая соответствует уровню удовлетворенности Вашей семьи школой, в которой обучается Ваш ребенок.Где 1 – самая низкая степень удовлетворенности, 10 – самая высокая степень удовлетворенности

Разница в 15 процентов между степенью удовлетворенности педагогами качеством семейного воспитания и степенью удовлетворенности родителями школой, в которой учится их ребенок свидетельствует о недостаточном взаимопонимании между ключевыми участниками образовательного процесса, оказывающими влияние на социализацию личности ребенка.

Вместе с тем, семья в большей степени выражает чувство удовлетворения школой (высокая степень удовлетворения 60 процентов), нежели школа – уровнем семейного воспитания (высокая степень удовлетворенности  составляет 45 процентов).

 

Партнерство и взаимодействие

 

Вопрос всем категориям респондентов: Кем Вы ощущаете себя в школе?

 

Подавляющее большинство респондентов (по 85 процентов учителей и родителей) ощущают себя партнерами, что может характеризовать внутришкольную социокультурную среду как творческую, способствующую развитию и социализации личности обучающегося.

При этом каждый шестой респондент из числа родителей ощущает себя зависимым человеком, что может означать наличие догматической среды, подавляющей творчество и независимость, деформирующей личность обучающегося.

 

Партнерство и взаимодействие

 

Вопрос всем категориям респондентов: Готовы ли Вы совместно планировать свою работу?

 

Все категории респондентов выразили высокую готовность к совместному планированию работы школы. Это является интегративным элементом менеджмента* в организации взаимодействия школы и семьи.

*Интеграция – управляемый процесс, а это – область менеджмента.

Партнерство ограничивается совместным планированием

 

Партнерство и взаимодействие. 

 

Вопрос всем категориям респондентов: Готовы ли Вы участвовать в реализации плана работы школы/класса?

 

Следующим интегративным элементом в организации взаимодействия школы и семьи является совместная деятельность. К ней в болшей степени готова семья (95 процентов респондентов из числа родителей). Почти третья часть респондентов из числа педагогов не выразили такой готовности, что свидетельствует о необходимости научно-методического сопровожденияинтегративных процессов школы и семьи.

 

Партнерство и взаимодействие. 

 

Вопрос всем категориям респондентов: Согласуются ли администрацией школы с родителями управленческие решения, значимые для детей?

 

Согласованность значимых для участников педагогического провесса решений – так же важный элемент интегративного менеджмента, свидетельствующий о демократизации управления школой.

Данные исследования свидетельствуют о достаточно высокой степени демокритизации управления. Большинство респондентов (80 процентов из числа родителей и 94 процента из числа учителей) отметили согласование администрацией школы с родителями управленческих решений, значимых для детей.

Вместе с тем, разница между данными в 14 процентов свидетельствует о том, что школе свойственно преувеличивать значимость своих действий. Так происходит, если отсутствует рефлексивное управление (управление на основе обратной связи). Этот вывод подтверждают данные следующей диаграммы

 

Задание для всех категорий респондентов: провести рейтинг задач, которые школа решает хорошо.

 

Следует отметить, что родители в целом более сдеражанны в оценках по данному вопросу. Значительую разницу во взглядах вызвали такие задачи школы как:

  • -бережное отношение к личности ребенка (40 процентов родителей и 78 процентов учителей);
  • -учет заросов и интересов детей (45 процентов родителей и 85 процентов учителей);
  • -создание здоровьесберегающей среды (40 процентов родителей и 59 процентов учителей).

По остальным задачам взгляды респондентов относительно совпадают

 

 

Качество социокультурного поля семьи и школы.

 

К организационно-педагогическим  условиям интеграции школы и семьи мы относим согласованность воспитательного пространства, что содействует формированию социально-адаптивной личности ребенка. Она включает в себя единство взглядов педагогов и родителей на такие ориентиры как жизненные правила и нравственные ценности, которые должен усвоить обучающийся в школе.

 

Вопрос всем категориям респондентов: Какое жизненное правило, на ваш взгляд, должен усвоить ребенок, входя во взрослую жизнь? (ранжирование)

 

Из 14 предложенных жизненных правил толькодва вызвали единство мнений респондентов – «брать ответственность на себя» и «быть уверенным в себе», с разницей в степени значимости на 18 процентов вторую позицию в рейтинге правил занимает формулировка«быть самостоятельным».

Ряд правил вызвал разницу во взглядах. Семья отдает приоритеты таким правилам как  «быть всегда порядочным», «выход есть всегда».

Школа отдает приоритет правилу «быть честным».

Значительную разницу во взглядах вызвали такие правила как «быть внимательным к людям» (школа – 30 процентов, семья – 10 процентов) и «были бы связи, остальное купишь» (!школа – 37 процентов, семья – 3 процента). Оба этих правила находятся в зоне не важных. На них не акцентируется воспитательное воздействие так как на правилах, расположенных в зоне важных. Нейтральная зона является «слепой зоной». На правилах, расположенных в ней вообще может не обращаться внимание.

 

Вопрос всем категориям респондентов: Школа должна готовить обучающегося к: (ранжирование ценностей).

 

В зоне не приоритеных ценностей для школы и семьи находится подготовка к семейной жизни и общественно-политической деятельности.

Бережное отношение к своему здоровью и соблюдение общепринятых норм морали и нравственности для семьи представляется не важным, для школы – слепой нейтральной зоной.

Профессиональная карьера, сотрудничество с другими людьми (навыки коммуникаций и накопления индивидуального социального капиталла) находятся в нейтральной зоне для школы и семьи.

Из 9 предложенных ценностных ориентиров единство взглядов школы и семьи вызвали взгляды только на подготовку обучающихся к продолжению образования.

В зоне важных приоритетов для семьи расположены ориентиры обучающихся на самостоятельную деловую жизнь, в школе – ориентир на трудовую жизнь, что для семьи находится в нейтральной зоне.

 

 

Вопрос всем категориям респондентов: Какие качества личности должна формировать школа? (ранжирование)

 

Из 15 предложенных качеств личности только 4 вызвали относительное единство взглядов. Это самостоятельность, уважение, дисциплинированность, ответственность. За исключением самостоятельности, все они находятся в слепой нейтральной зоне.

Значительная разница в приоритетах на воспитание качеств личности школой вызвали следующие качества:

  • для школы важнее трудолюбие (школа – 74 процента, семья – 45 процентов);
  • для семьи важнее интеллектуальное развитие (школа – 29 процентов, семья – 65 процентов) и любознательность (школа – 13 процентов, семья – 30процентов).

Выводы:

  1. Имеет место рассогласованность воспитательного пространства школы и семьи по формированию социально-адаптивной личности ребенка. Если воспитательное пространство школы и семьи не согласовано, то потенциально создаются условия для противостояния, где одна из воспитательных сред будет изолирована, ограничена в своей социализирующей функции или вытеснена из социокультурного пространства личности ребенка. И наоборот, согласованность усиливает продуктивность процессов воспитания и образования, создает синергетический эффект в своем воздействии на развитие личности ребенка как в школе, так и в семье. Имеющиеся различия в стилях, принципах и системах воспитания не должны становиться поводами для противодействия, а восприниматься как расширение возможностей, дополнение друг друга для достижения общей цели, при условии, что преимущества каждой системы будут осознанны.
  2. Рассогласованность влияет на степень взаимной удовлетворенности между основными институтами социокультурного пространства, играющими важную роль в формировании социльно-адаптивных качеств личности ребенка. В этом случае смещаются акценты с конструктивных форм взаимодействия на деструктивные, либо исключается взаимодействие из сферы взаимоотношений школы и семьи и ребенок предоставлен сам себе.
  3. Не понимание родителями специфики системы работы школы и образования в целом – основной источник разногласий. Не смотря на то, что каждый из родителей когда-то учился в школе, имеет свои представления о построении процесса обучения, мало кто из них задумывается о школе как об особой системе, функционирующей по своим законам, об учителе как части этой системы, носителе и проводнике её норм, требований и правил. Поэтому задача педагога – объяснить родителям основания построения школьной системы, почему именно по таким законам она функционирует и такие требования предъявляет.
  4. Сотрудничество школы и семьи должно носить интегративный характер.

Сотрудничество  рассматривается как совместное участие [1, с. 653]. Сегодня возможностей сотрудничества школы и семьи как совместного участия в общем деле воспитания ребенка становится не достаточно для воплощения и переработки в педагогически целесообразный продукт новых реалий общественного и научно-технического развития общества. Сотрудничество трансформируется в интеграцию взаимодействия школы и семьи. Интеграция при этом понимается как объединение в целое каких-либо частей, элементов [2, с. 196]. Это - управляемый процесс, следовательно, лежит в области менеджмента.

Исследование показало, что интеграция ограничивается стадией совместного планирования.  Демократизация процедур принятия администрацией школы жизненно важных для обучающихся решений переоцениваются школой. Что свидетельствует о недостаточном научно-методическом обеспечении рефлексивного управления интеграцией школы и семьи в процессе формирования социально-адаптивных качеств личности ребенка, формирования механизмов социального партнерства.

 

Литература:

  1. Ожегов С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов - М. : Рус. яз., 1985 - 797 с.
  2. Словарь иностранных слов [Текст] / 10-е издание, стереотип. – М.: Рус. яз., 1983 - 608 с.
Исследования
  • 0
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1 583
  • 0
  • admin Дата 22-04-2016, 16:55
Главная страница » Исследования » Анализ результатов социально-педагогического исследования взаимодействия школы и семьи.


Голосование



Достижения фонда


Партнеры фонда

  • Главная
  • О Нас
  • Исследования
  • Публикации
  • Проекты
  • Контакты

Copyright © 2014-2023 noc-synergy.kz.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru