Menu
  • О Нас
    • Команда
  • Проекты
    • Онлайн-психолог
    • Отчеты
  • Публикации
  • Исследования
  • Библиотека
  • Контакты
  • Поиск

научно-образовательный центр

Генезис педагогики сотрудничества в трудах отечественных ученых второй половины XX – начала XXI века

Зуева Татьяна Владимировна

КГКП «Региональный научно-практический центр «Костанай дарыны»

управленияобразования акимата Костанайской области»,

аспирант Челябинской государственной Академии культуры и искусств

г. Костанай, Республика Казахстан

 

 

Введение

Актуальность исследования. Образование как социальный феномен отражает процессы социокультурного развития общества. Система образования, являясь институтом социокультурной деятельности и призванная решать задачи социально-экономического развития страны, находится в постоянном процессе собственного развития и обновления содержания.

Одним из движущих факторов этих процессов является личность педагога. Результаты международного исследования PISA свидетельствуют о том, что ни один другой фактор, ни объем средств, вкладываемых в образование, ни размер страны, ни показатели равенства образовательных возможностей не дали такой жесткой корреляции с академическими результатами учащихся, как качество преподавательских кадров.

Результаты длительных эмпирических исследований «эффективной школы», проводившиеся главным образом в Канаде и Великобритании, свидетельствуют о том, что ключевым условием и «золотым ресурсом» развития школы является изменение профессионального сознания учителей, самопонимания ими своих задач [1, с. 16].

По мнению Канадского специалиста в области образовательных реформ, профессора Университета Торонто М. Фуллана, философия изменений и высокая этика – два столпа самосознания учителя [2, с. 115].

В середине восьмидесятых годов прошлого века под влиянием глобальных перемен в общественно-политической жизни Союза Советских Социалистических Республик – «перестройки», возникло новое направление в педагогике, получившее название педагогика сотрудничества. По мнению ее разработчиков, которых стали называть педагогами-новаторами, она должна была объединить педагогов с различными подходами к воспитанию и обучению, придерживающихся устремления к гуманизации системы образования и созданию альтернативы устаревшей официозной педагогике конца советского периода.

В 1988 году февральским Пленумом ЦК КПСС было указано на целесообразность создания в школах и ПТУ общественных советов из числа педагогических работников, учащихся, их родителей, представителей производственных коллективов общественности. Приняв в основном Концепцию общего среднего образования и Положение о средней школе, Всесоюзный съезд работников народного образования (декабрь 1988г.) отметил, что первоочередным направлением перестройки образования становится создание государственно-общественной системы управления учебными заведениями.

Экономические и политические изменения, связанные с трансформацией СССР в СНГ в меньшей степени затронул фундаментальные принципы и подходы школьного образования. Генезис педагогики сотрудничества вышел на системный уровень, трансформировавшись в государственно-общественную систему управления организациями образования в Российской Федерации и Казахстане. Таким образом, был дан старт современным процессам обновления содержания и менеджмента школьного образования, основанным на принципах гуманизации.

Технический прогресс повлек за собой изменение парадигмы образования, вызванные многомерной глобализацией и активным использованием электронно-цифровых технологий на всех уровнях жизни людей. Заложенные педагогами-новаторами качественно новые принципы взаимодействия между субъектами образовательного процесса в сочетании с переходом от парадигмы образования «учитель-учебник-ученик» к личностно-ориентированной парадигме, в которой ученик действительно является центральной фигурой образовательного процесса, а родители - партнерами обозначили противоречия между:

- возрастающими рисками формирования в современной социокультурной среде форматов аутодеструктивного, индивидуалистического поведения детей и востребованными компетенциями социально-адаптивной личности, такими как коммуникативные навыки и умение работать в команде, критическое мышление, умение обосновать свою позицию и гражданская зрелость;

- темпами системного обновления содержания образования, рамочным характером новых стандартов образования и не достаточным научно-методическим сопровождением практического преломления новых норм программных документов и стандартов;

- противоречия в структуре ценностного поля семьи и школы, во взглядах на социокультурные ориентиры школьников как продукта системы образования и гуманизацией современной системы образования, демократизацией школьного менеджмента.

В этой связи осмысление генезиса педагогики сотрудничества остается без достаточного внимания. Несмотря на широкое освещение вопросов содержания педагогики сотрудничества, актуальным остается развитие и практическое преломление ее принципов, положений в современном обновлении содержания образования.

 

Степень разработанности проблемы исследования.

Важная роль в гуманизации системы образования эпохи перестройки принадлежит советскому публицисту и педагогу С.Л. Соловейчику. Его писательский талант внес значительный вклад в осмысление и описание ключевых идей педагогики сотрудничества.

Преломление принципов гуманной педагогики в воспитательном процессе и внутришкольном менеджменте раскрываются в трудах В.А. Сластенина, И. Ю. Исаева, Е.Н. Шиянова. Авторы предлагают современную трактовка метапринципа культуросообразности, разработанного С.Т. Шацким, В.А. Сухомлинским и др. и предполагающую, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур: решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, сексуальной, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной и др.). Цели, содержание, методы воспитания культуросообразны в том случае, если учитывают исторически сложившиеся в конкретном социуме традиции и стиль социализации [3, с. 235].

Н.Е. Щуркова в сотрудничестве со своими последователями, педагогами - практиками Л.И. Маленковой, Е.П. Павловой и др. разработали духовно-нравственный аспект гуманистической педагогики – педагогику счастья, назвав ее феликсологией (от латинского слова «Felix» в значении «счастливый»). Забота о счастье ребенка в процессе школьного воспитания является показателем культуры общества, составной частью цели гуманистического воспитания, т.е. способствует максимальному развитию личности школьника, реализации его способностей и творческого потенциала, воспитанию субъекта и творца собственной жизни [4, с. 7].

Ш.А. Амонашвили - один из основателей педагогики сотрудничества, посвятил и продолжает адресовать свои труды различным аспектам положений гуманистической педагогики в работе с младшими школьниками. Педагогические взгляды и рекомендации адресованы в равной мере учителям и родителям. Заповеди гуманистического воспитания в семье, создание педагогически целесообразной образовательной и воспитательной среды в школе, преобразующей детскую энергию от шалостей к познанию – основные направления его педагогических инноваций [5, с. 27-43].

Основные идеи педагогики сотрудничества - труд, естественность, близость к природе и творчество, воплотились в семейной педагогике Б. П. Никитина и Л. А. Никитиной. Согласно их убеждениям, дети - хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают своих детей, лишь помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Взрослые подталкивают, а не опережают детей, вступают с ними в диалог. Главной задачей воспитания, по мнению Никитиных, является максимальное развитие творческих способностей подрастающего человека и его подготовка к жизни [6].

Идеи коллективного анализа общей работы и коллективного творческого воспитания педагогики сотрудничества нашла свое воплощение в трудах и практической деятельности И.П. Иванова. Разработанная Игорем Петровичем и его последователями - В.А. Караковским, М.П. Щетининым и многими другими педагогами технология имеет ряд названий: педагогика общей заботы, педагогика социального творчества, коммунарская педагогика. Педагогическое наследие И.П. Иванова, В.А. Караковского, М.П. Щетинина и др. является предметом изучения нескольких поколений магистрантов, аспиратнов, педагогов-практиков и ученых [7].

В условиях изменения социально-производственных отношений, модернизации и гуманизации системы образования важнейшей методологической и теоретической проблемой становится создание модели  интеграции школы и семьи в процессе социализации ребенка на основе принципов и положений педагогики сотрудничества.

 

Цель исследования: изучить генезис педагогики сотрудничества в трудах отечественных ученых второй половины XX – начала XXI века, провести сравнительный анализ исследований в области гуманизации систем образования Российской Федерации и Республики Казахстан.

Объект исследования: педагогические учения второй половины XX – начала XXI веков, практический опыт.

Предмет исследования: генезис педагогики сотрудничества в педагогической теории и практике второй половины XX – начала XXI веков.

Из поставленной цели решаются следующие задачи.

  1. Рассмотреть генезис методологии педагогики сотрудничества второй половины XX – начала XXI века: историко-педагогический аспект.
  2. Определить влияние принципов педагогики сотрудничества на процессы обновления в современной системе образования Российской Федерации и Республики Казахстан.

Методы исследования: изучение  источников, анализ литературы по теме, сравнительный анализ нормативно-правовых документов, обобщение теоретических данных, систематизация материала, анкетирование родителей и педагогов Костанайской области Республики Казахстан.

Структура работы: реферат состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка использованной литературы, приложения.

 

1. Генезис педагогики сотрудничества второй половины XX – начала XXI века: историко-педагогический аспект.

В педагогической науке понятие «генезис» определяется как происхождение, возникновение, процесс образования и становления развивающегося явления, изменения его в динамике [8] и опирается на положения методологии, в частности такие подходы как социокультурный, гуманистический, системно-деятельностный и др. В этой главе рассмотрим их значение в контексте педагогики сотрудничества.

С.В. Сидоров трактует понятие «методология» – от метод («способ, путь к цели») и логия («научное учение») как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Наличие методологии – признак научной организации любой деятельности, поскольку благодаря методологии   деятельность становится предметом осознания, обучения и рационализации [9]. Общенаучный уровень методологии представляет собой методологические подходы.

Принципы исторического и социокультурного подходов исследования педагогики сотрудничества в педагогических учениях второй половины XX – начала XXI веков обосновывают применимость этих понятий.

Преемственность выступает основным принципом историзма, рассмотрения педагогических явлений и процессов с позиции их возникновения и развития [10, с. 150]. Генезис методологии педагогики сотрудничества носит отпечаток конкретной исторической эпохи, ее социально-культурного наполнения, характера государственного устройства и управления в сфере образования.  

По ряду направлений идеи педагогики сотрудничества перекликаются с ранними педагогическими движениями начала XX века: гуманистической педагогикой М. Монтессори, С. Френе и созданной Р. Штайнером Вальдорфской педагогикой. Из них было взято самое лучшее и проверенное временем. Гуманизация педагогики этого исторического периода была связана с трансформацией классового подхода к образованию детей.

Система М. Монтессори, итальянского педагога-гуманиста уже давно пользуется мировым признанием и получила самое широкое распространение. Педагогика Монтессори - замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания.

Основным отличием метода Монтессори от традиционных детских садов является отношение к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира.

Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка. Задачей же воспитателя, или учителя, как его называют в системе Монтессори, является помощь ребенку в организации своей деятельности для реализации творческого потенциала.

Монтессори была убеждена, что практически любой ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности. Эта деятельность, направленная на освоение окружающего его мира, на вхождение в культуру, созданную предшествующими поколениями, приводила к реализации заложенного в формирующейся личности потенциала, к полноценному физическому и духовному развитию [13].

Известный педагог С. Френе ответил на вопрос, как организовать начальную школу в стенах одной-единственной сельской однокомплектной школы на заре ХХ века. Выделяются ключевые идеи его системы:

- труд на всех этапах обучения; 

- большое внимание школьному самоуправлению; 

- использование школьных материалов; 

- нет обучения как такового, но есть поиск решения проблемы, экспертиза и анализ; 

- нет домашних заданий, но есть постоянно задаваемые вопросы, как ученику, так и учеником; 

- нет оценок, но лучшие работы отмечаются, например, публикацией в школьной газете, в случае с текстами на свободную тему; 

- нет ошибок, есть разный опыт познания; 

- нет программ, но есть индивидуальное и групповое планирование; 

- нет воспитателя, педагог решает общие проблемы; 

- нет готовых правил, а есть принятые самими детьми нормы общежития; 

- нет класса, но есть детско-возрастное сообщество [14].

 

Р. Штайнер  выдвинул модель единой интегрированной общеобразовательной школы для всех людей, в основу которой должна быть положена идея общечеловеческого образования. Идея общего образования, ориентированная на целостное интеллектуальное, нравственно-эмоциональное и практически-волевое развитие является ведущей идеей вальдорфской школы.

Коллегиальное самоуправление школы учителями, участие родителей в управлении и жизни школы – еще одна отличительная черта вальдорфских школ. Принцип творческой автономии учителя – важнейший принцип вальдорфской педагогики. Воспитывающая функция присуща всем предметам [15].

Социокультурная обусловленность образования определяет причинно-следственные связи гуманизации системы образования, произошедшие во второй половине  XX века. В середине восьмидесятых годов в общественно-политической жизни Советского Союза  стали активно проходить процессы перестройки. Идеологемы, выдвинутые на уровне государственной политики, становятся общественными ценностями, базовым ценностным компонентом образовательного пространства и находят свое отражение в методологии образования и воспитания. Возникло новое направление в педагогике, получившее название педагогика сотрудничества.

Автором идеи педагогики сотрудничества и ее главным вдохновителем стал советский публицист и педагог С.Л. Соловейчик. Работая в «Учительской газете», он опубликовал несколько научно-популярных статей, посвященных новому научно-практическому движению в педагогике, основанному на ином взгляде на проблему воспитания. В его статьях воспитание представлялось не как некое воздействие воспитателя на ребенка, а как открытый диалог между педагогом и учеником.

Педагогика сотрудничества, по мнению автора идеи, должна была объединить педагогов с различными подходами к воспитанию и обучению, для которых было единым стремление к гуманизации системы образования и создание альтернативы устаревшей официозной педагогике конца советского периода.

 Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова и другие советские педагоги тех лет поддержали эту идею. В сентябре 1986 года на встрече педагогов-новаторов в подмосковном поселке Переделкино были сформулированы «Тезисы педагогики сотрудничества», ставшие фундаментальной основой для всех последователей идеи:

  • обучение без принуждения — учащийся сам принимает решения относительно своего учебного процесса (когда и как он будет решать задачи);
  • идея самоанализа и отсутствие негативных оценок;
  • идея свободного выбора — учащийся сам решает, какую задачу ему решать и в каком количестве, а также может самостоятельно создать задачу, которую ему интересно решать);
  • идея опережения — учащийся знакомится с темами уроков, опережающих его текущую подготовку;
  • идея крупных блоков — учебный процесс состоит не из отдельных уроков или тренингов, а из блоков «погружения» в разные темы;
  • идея соответствующей формы — каждое занятие по форме реализуется в соответствии с выбранной тематикой, например уроки рисования предполагают неформальное общение на природе, а уроки физики — четко организованную работу в учебном классе;
  • интеллектуальный фон класса — совместная деятельность в учебном процессе и за его рамками: посещение музеев, проведение досуга и т. д. [11].

Педагогика сотрудничества задает два новых вектора развития системы образования: демократизация менеджмента и социализация обучающихся. В обоих направлениях ребенок рассматривается как индивидуальная творческая личность, потребности и способности которой необходимо помочь раскрыть в полной мере.

Изучение научных трудов второй половины  XX века, связанных с педагогикой сотрудничества, свидетельствует о том, что ее структура, логическая организация, методы и средства деятельности являются сквозным контекстом всех категорий педагогики: обучения, воспитания и развития.

В контексте социально-деятельностного подхода группа педагогов-новаторов успешно разработала идею опоры в образовательном процессе: опорный сигнал у В.Ф. Шаталова, схемы у С.Н. Лысенковой, зримая модель поведения в методике творческого воспитания И.П. Иванова, опорная деталь у Е.Н. Ильина, певческий алгоритм в методике Д.Е. Огородного.

Формы опор самые разные, но общий принцип просматривается четко: чтобы даже слабый ученик мог отвечать у доски достаточно свободно, не задерживать класс и не сбивать темп урока, перед ним должна быть опора. Это не наглядное пособие в виде таблиц, а путеводная нить рассказа, правила, способа решения задачи. Слабые ученики пользуются опорой дольше, чем сильные, но это различие в классе незаметно, все отвечают уверенно и заслуженно получают хорошие отметки. 

 Опорные сигналы В.Ф. Шаталова - это не схема, а набор ключевых слов, знаков и других опор для мысли, особым образом расположенных на листе. Сигнал позволяет ученикам свертывать и развертывать предъявляемый для изучения текст, и сама эта операция свертывания и развертывания, доступная каждому ученику, облегчает понимание и запоминание материала, исключает его автоматическое заучивание. Ученики не только следят за мыслью учителя во время его рассказа, они сами могут использовать алгоритм учительской мысли. До этого в массовой практике обучения использовался более проблемный метод развития мышления, когда мысль обучающегося вызывается вопросом учителя. Но у части учеников мысль настолько слаба, что она окончательно замирает при встрече с самой небольшой трудностью. Обычно учителя делают замечания таким ученикам за нежелание думать или оставляют их в покое — в покое, но без помощи.

Реализация принципов деятельностного подхода происходит согласно идее свободного выбора педагогики сотрудничества. Ученики принимают участие построении урока и выборе методов. Ш.А. Амонашвили оставляет на выбор даже самых маленьких детей — шестилеток выбор  задачи, которую хотел бы решить его ученик. В.Ф. Шаталов задает ученику сто задач, чтобы он сам выбирал для решения любые из них и в любом количестве. У С.Н. Лысенковой дети сами выбирают, какие трудные слова учитель должен написать на доске при работе над изложением. У И.П. Волкова детям дают лишь тему: «делаем рыцарей», «делаем самолеты», «делаем копии памятников архитектуры», но как делаем, из чего делаем — это полностью предоставляется на выбор ребенка. Свобода выбора — самый простой шаг к развитию творческой мысли. Многие дети не способны к изобретению, выдумке, но даже самые нетворческие из них способны сделать выбор.

С точки зрения социализации личности и реализации принципов личностно-деятельностного подхода представляет интерес идея самоанализа, основанная на методе самооценки. Способность выносить точную оценку своей работе, не завышенную и не заниженную, навыки самоанализа своей деятельности формируют самостоятельность и независимость личности. Педагогические приемы педагогов-новатором формируют у обучающихся навыки индивидуального и коллективного самоанализа.

Е.Н. Ильин подводит своих учеников к размышлению о собственной жизни: «А как поступаю я? А что я представляю из себя?». В методике В.Ф. Шаталова практикуется коллективный анализ ответа ученика у доски, отметка за работу в этом случае не ставится, и ученики не боятся делать замечания отвечающему, свободно обсуждают его работу. Ш.А. Амонашвили специально учит детей начальной школы оценочным действиям и суждениям. Его ученики проверяют и оценивают работу товарищей, не выставляя отметок, рецензируют письменные работы друг друга. При этом они пользуются эталонами, чтобы их суждения были содержательными.

В воспитательном процессе коллективный анализ общей работы является главным элементом в методике И.П. Иванова, творчески используемой В.А. Караковским, М.П. Щетининым и многими другими педагогами. По этой методике каждое общее дело обязательно должно быть проанализировано его участниками, иначе работа считается незаконченной. Невозможно переоценить дисциплинирующее значение такой работы. Когда ученики знают, что их труд будет не только учителем оценен, но и всем коллективом, они и ведут себя достойно, и работают гораздо старательнее. 

Мотивационным фактором учителя в построении успешного урока является коллективный труд, коллективное творчество учителя и детей. Детский коллектив, способный вовлекать в работу, не заставлять, не принуждать, а именно вовлекать становится педагогическим средством.

Как и у Амонашвили, старшеклассники В.Ф. Шаталова тоже проверяют тетради обучающихся младших классов, не выставляя отметки. Это делает учитель. Тем самым они помогают младшим школьникам. У И.П. Волкова на определенных этапах урока второклассников обучают учащиеся более старших классов. Согласно методике С.Н. Лысенковой все ученики по очереди выступают в роли учителя: они ведут класс, вслух комментируют работу.

Ленинградский педагог И.П. Иванов, доктор педагогических наук, профессор, разработал идею коллективного творческого воспитания, которая была воплощена в работе Фрунзенской коммуны 308-й ленинградской школы, в пионерском лагере «Орленок» и во множестве других школ, пионерских лагерей.

Коммунарскую методику используют в своей работе В.А. Караковский, М.П. Щетинин и др. Основное правило — «Все творчески, иначе зачем». За долгие годы придумано множество социально-ориентированных коллективных дел, направленных на пользу людям, своего класса, школы. В них участвует весь коллектив — деление на выступающих и слушающих, на актив и пассив исключается. Методика коллективного творческого воспитания дает исключительно высокий педагогический эффект, на ней выросло и личностно сформировалось целое поколение современного взрослого населения России и Казахстана.

Производительный труд сразу занял важное место в педагогике сотрудничества. В 1959 году Фрунзенская коммуна - объединение ленинградских школьников, выехала в подшефный колхоз Ефимовского района. Это был один из первых лагерей труда и отдыха в Советском Союзе и советской педагогике, построивший свою воспитательную систему на организации производительного труда на молокозаводе. С тех пор и до трансформации СССР в СНГ лагеря труда и отдыха были неотъемлемой частью воспитательных программ системы образования.

Весь этот комплекс методов и методик приводит к идее личностного подхода к ребенку вместо индивидуального. Педагогика сотрудничества выработала такие приемы, при которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя к своей личности со всем многообразием личностных особенностей. Это проявляется в том, что каждый на уроке получает оценку своего труда, выбирает сам задачи, и в том, что внеурочное творчество каждого ребенка получает признание и оценку.

Обучающихся, которые вырастают в атмосфере сотрудничества, можно описать так:

 

- все они умеют и любят думать, процедура думания — ценность для них;

- все обладают дидактическими способностями: каждый может объяснить материал другому;

- все обладают организаторскими и коммуникативными способностями;

- все способны к творчеству;

- все обладают чувством социальной ответственности. 

 

Из школьных факторов успешности важнее всего не образование учителя, не материальные затраты на обучение, даже не количество учеников в классе, а жизненные цели, которые, ставят перед собой одноклассники ученика. Если в классе сильно общее стремление к знаниям, к достижению высоких целей, то и каждый ученик будет лучше учиться. На общие цели и ценности класса влияет его интеллектуальный фон (термин В.А.Сухомлинского).

Чтобы создать обстановку сотрудничества, учитель старается усилить стремление к знаниям разного рода, а не только к программным.

Великое множество экскурсий включено в программу воспитания в классах В.Ф. Шаталова. Там же всегда есть набор папок с газетными вырезками самых важных статей, которые должен прочесть каждый. С.Н. Лысенкова старается давать как можно меньше письменных заданий на дом, чтобы освободить время детей для чтения. И.П. Волков ввел в реутовской школе № 2 «творческие книжки», в которые записываются все работы, выполненные школьником, будь то техническая модель, доклад по биологии или урок, проведенный шестиклассником-педагогом во втором классе.

Интеллектуальный фон класса развивает даже самые слабые способности к мышлению за счет создания в классе атмосферы труда и целеустремленности, общей доброжелательности [12].

Таким образом, педагогика сотрудничества не была изобретена в прямом смысле слова. То, что выработали выдающиеся педагоги-гуманисты  было творчески переработано педагогами – новаторами под влиянием конкретных исторических событий, повлекших изменения в социокультурной среде.

Они обнаружили, что общий корень поисков и находок в обновлении системы образования – в сотрудничестве с детьми и родителями. Они меняли свои методики с одной целью: чтобы выработать методологию образования и воспитания, соответствующую социально-культурным веяниям новой исторической эпохи, основанным на ценностях гуманизма.

 

 2. Трансформация принципов педагогики сотрудничества в обновлении современной системы образования Российской Федерации и Республики Казахстан

Современная эпоха характеризуется быстро меняющимся миром. Со времен образования на земле человечества сменилось порядка 1600 поколений. И только одно поколение активно использует в повседневной практике персональные компьютеры и Интернет. Это же поколение вступило в активную стадию многомерного процесса глобализации. В этих условиях задача построения конкурентоспособной национальной  экономики выходит на уровень приоритетов, которые ставят руководители многих стран мира. Это требует  усиления внимания к сектору образования и учёта международных тенденций, наиболее эффективных стратегий и зарекомендовавших себя практических решений в области обеспечения качества образования.

Непосредственное влияние на качество школьного образования оказывают многообразные факторы. Среди них учёные и исследователи выделяют такие, как:

  • поддержка и привлечение родителей и представителей местного сообщества;
  • преподавание на родном языке (особенно в начальной школе);
  • процесс обучения, ориентированный на ребёнка и предполагающий активное вовлечение учащихся;
  • безопасная и здоровьесберегающая среда;
  • система оценки учебных достижений;
  • эффективное управление и руководство;
  • обеспеченность ресурсами и др. [16].

Трансформация принципов педагогики сотрудничества в обновление современной системы образования стала велением времени.

В Российской Федерации эти процессы были интегрированы в практику государственно-общественной системы управления организациями образования с 1988 года. В этом году февральским Пленумом ЦК КПСС было указано на целесообразность создания в школах и ПТУ общественных советов из числа педагогических работников, учащихся, их родителей, представителей производственных коллективов общественности. Приняв в основном Концепцию общего среднего образования и Положение о средней школе, Всесоюзный съезд работников народного образования (декабрь 1988г.) отметил, что первоочередным направлением перестройки образования становится создание государственно-общественной системы управления учебными заведениями.

В 2008 году утверждается Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р), целью которой является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Достижение этой цели требовало решение задач, в ряду которых - формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей [17].

Пункт 10 статьи 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (N 273-ФЗ, принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года) декларирует демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями [18].

 Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р утверждена концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, предусматривающая повышение доступности программ социализации детей и молодежи для успешного вовлечения их в социальную практику. В числе моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования, признаны модели государственно - общественного управления образованием, которые будут транслироваться в рамках всей системы образования Российской Федерации [19].

Концептуальные положения современного нормативно-правового поля образовательного пространства России, основанные на ценностях педагогики сотрудничества, конкретизируются в нормах образовательных стандартов.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования транслирует форму государственно-общественного управления через следующие нормы:

- п. 19.3. Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.

- п. 19.6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (далее - Программа) должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

- Раздел IV, п. 22. В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность…участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся [20].

Новый вектор развития образовательного пространства Республики Казахстан задает Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, где  функциональная грамотность в наиболее широком определении выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. Важным контекстным механизмом развития функциональной грамотности, признанным во всем мире, является активное участие родителей в образовании и воспитании детей [21].

Эта инновация находит свое развитие в Государственном общеобязательном стандарте среднего образования, утвержденном Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080. Где положения педагогики сотрудничества, такие как идея свободного выбора, диалога  учителей и родителей прослеживаются  уже на уровне понятийного аппарата:

- попечительский совет - выборный орган, являющийся формой коллегиального управления общеобразовательной организацией;

- образовательная траектория - непрерывный процесс развития ребенка, который намечает педагог совместно с родителями и другими специалистами для достижения определенной цели.

Стандарт регламентирует осуществление выбора обучающимися направления предпрофильного обучения на уровне основного среднего образования и профильного обучения на уровне общего среднего образования при участии родителей и попечительского совета (п. 34).

Организация общественно-полезного труда, проведение трудовой практики в объеме учебной нагрузки ученического компонента типового учебного плана осуществляется с участием попечительского совета или родительского комитета (п.67).

Пункт 62 Стандарта общего среднего образования Казахстана определяет организацию тесной связи с местным населением и родительской общественностью в числе функций местных органов и общеобразовательных организаций по созданию условий для обеспечения безопасности жизни и охраны здоровья обучающихся [22].

Новый взгляд на современную парадигму воспитания транслирует в своих современных трудах один из основателей гуманной педагогики – педагогики сотрудничества, Ш. А. Амонашвили. Ключевая идея лежит в расширении педагогического сознания, причем не только работников системы образования, понимая педагогические компетенции в узком смысле слова, но и родителей, понимая педагогическую образованность в широком смысле, которую следует искать в родительском сердце [23, с. 18].

Называя новое поколение детей Детьми Света, он пишет, что Детям Света нужны родители Света, учителя Света. Взаимодействие между ними расширяется до четвертого – духовного измерения. Оно содержит три допущения:

- Высший Мир, Мир  Духовный, Мир Бога – есть реальность.

- Дух человека бессмертен и устремлен к вечному совершенствованию и восхождению.

- Земная жизнь есть отрезок пути бесконечного духовного восхождения.

Если эти допущения принимаются, то они меняют взгляд на ребенка:

- Ребенок есть явление в Земной Жизни.

- Ребенок есть носитель своей Миссии.

- В Ребенке заключена величайшая энергия Духа.

По мнению Амонашвили, родители, или учителя, или воспитатели – соработники у Бога. Они тоже были детьми, и, значит, каждый из взрослых тоже есть явление, тоже носитель своей Миссии и тоже владеет величайшей энергией Духа. Разница только лишь в том, что взрослые имеют больше опыта. Такое понимание выводит взаимоотношения, складывающиеся между родителями, педагогами и детьми в плоскость уважения личности ребенка и педагогического сопровождения процессов самопроявления его предназначения, которое ребенок знает сам с рождения. А предназначение может быть только светлым, эволюционным, приносящим благо.

Авторитарная педагогика есть педагогика бедности и ограниченности нашего сознания. Расширить сознание нужно от материального до духовного, с пониманием того, что дух есть начало всего материального. «Без духовной общности воспитание не состоится» - цитирует Ш.А. Амонашвили В. А. Сухомлинского, возводя эти слова до статуса закона духовной общности между взрослым и Ребенком [23, с. 20 - 23].

Взгляды Ш.А. Амонашвили закладывают новую философскую основу современной парадигмы образования, базирующуюся на гуманистических, личностно-ориентированных ценностях. Вместе с тем, исследование, проведенное нами среди представителей активной родительской общественности и учителей 25 школ Костанайской области Республики Казахстан свидетельствуют о наличии противоречия в структуре ценностного поля семьи и школы, во взглядах на социокультурные ориентиры школьников как продукта системы образования.

Данные опроса респондентов свидетельствуют о том, что в рейтинге качеств личности, которые должна формировать в обучающемся школа, самые высокие показатели занимают такие качества как самостоятельность (70% - родители,77% - педагоги). Нейтральными, соответственно пренебрегаемыми в воспитании школьников, являются качества личности: уважение, дисциплинированность, ответственность, целеустремленность (50-55% родители, 42-48% - педагоги).

Наиболее низкие рейтинговые позиции занимают качества личности человека – гуманиста: милосердие, доверие, объективность, гуманность, честность, доброта (5-15% - родители, 6-26% - педагоги).

Разницу во взгляда вызвали такие качества личности как трудолюбие (45% - семья, 74% - педагоги) и интеллектуальное развитие (65% - родители, 29% - педагоги). Такой разрыв в ожиданиях семьи от школы связан с не достатком диалога между этими двумя институтами социокультурной среды (приложение, Таблица 1).

Соответственно, по этой же причине респонденты показали разницу в степени взаимной удовлетворенности: 60% родителей высказали высокую степень удовлетворенности школой, в которой обучаются их дети и лишь 45% педагогов обозначают высокий уровень воспитания в семьях обучающихся (приложение, Таблица 2).

Ведущей формой организации диалога школы и семьи остается родительское собрание. Высокую эффективность и значимость родительских собраний для семейного воспитания обозначают 70% родителей и 82% педагогов. Школе свойственно переоценивать свою значимость для семьи (приложение, Таблица 3).

Готовность к сотрудничеству семьи и школы носит преимущественно декларативный характер, причем со стороны школы: 90% родителей и 89% педагогов высказали готовность к совместному планированию работы школы/класса. При этом, обозначили готовность к совместной реализации этих планов 95% родителей и 72% педагогов (приложение, Таблица 4). Это свидетельствует о недостатке научно-методического сопровождения процессов интеграции школы и семьи.

 

Заключение

Успешное решение задач социализации детей возможно через учебно-воспитательную систему, базирующуюся на принципах педагогики сотрудничества: гуманизм, сотрудничество, диалог, опора на внутреннюю мотивацию, забота, бескорыстие, творчество, товарищество. Реализация школой своей социальной миссии имеет такое же значение, как и академическая задача школы, поскольку система образования является поставщиком кадров на рынок труда и несет значимую часть ответственности за формирование человеческого ресурса и социально-экономического потенциала страны.

Педагогический процесс и воспитание ребенка в семье и школе будут гармоничными при условии уважения личности ребенка и выстраивании взаимоотношений на основе идей Гуманной Педагогики.

Экспертами в области реформирования образования признано контекстными факторами повышения функциональной грамотности школьников:

- модель управления школой;

- наличие дружелюбной  образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;

- активная роль родителей в процессе  обучения и воспитания детей.

Все они являются продуктом современной трансформации идей педагогики сотрудничества, проявляются в гуманизации методологии образования и воспитания, демократизации школьного менеджмента.

Разрыв во взаимных притязаниях семьи и школы, взглядах на социокультурные ориентиры школьников как продукта системы образования свидетельствует об актуальности разработки научно-методического сопровождения интеграции школы и семьи и преломлении ориентиров современной гуманной педагогики в практическую плоскость.

 

 

Список использованной литературы:

  1. Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / под ред. А. П. Тряпицыной. – СПб.: Питер, 2014. – 304 с. : ил
  2. Фуллан М. Новое понимание реформ образования [Текст] / М. Фуллан. – М.: Просвещение, 2006. – 272 с.
  3. Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
  4. Щуркова Н.Е., Павлова Е.П. Воспитание счастьем, счастье воспитания. Педагогическая технология воспитания счастливого человека в школе (Феликсология воспитания: как воспитывать счастливого) [Текст] / Н.Е. Щуркова, Е.П. Павлова – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – 160 с.
  5. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя. [Текст] /  Ш.А. Амонашвили – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1988. – 208 с.: ил.
  6. Сайт семьи Никитиных [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.doxa.ru/obr/sobranie/Conf1.html http://nikitiny.ru
  7. Аванесян И.Д. Педагогика коллективного творчества. К 85-летию со дня рождения И.П. Иванова [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// ru/article/n/pedagogika-kollektivnogo-tvorchestva
  8. Национальная энциклопедическая служба. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://didacts.ru/dictionary/1010/word/genezis
  9. Сидоров С.В. Теоретическая педагогика. Электронное учебно-методическое пособие для бакалавров [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// http://si-sv.com/Posobiya/teor-pedag/Tema_2.htm
  10. Дуранов М. Е. Педагогический процесс и педагогическая деятельность: проблемы, исследование и организация [Текст]: Монография / М. Е. Дуранов. – М.: гуманитарный издательский центр «Владос», 2009. – 365 с.
  11. Педагогика [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://paidagogos.com/
  12. Международный проект Дмитрия Смирнова «ARMY.LV» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://army.lv/ru/Pedagogika-sotrudnichestva/
  13. Принципы педагогики Монтессори [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://montessori.magichild.ru/montessori/principles.htm
  14. Педагогический метод Селестена Френе: в чем секрет? [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://letidor.ru/article/pedagogicheskiy_metod_selesten/
  15. Скляренко Э. О. Что такое Вальдорфская система образования и Вальдорфская школа? [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://rudolf-steiner.ru/
  16. Вальдман И.А. Ключевые аспекты качества образования: уроки международного опыта [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.iuorao.ru/
  17. Бочкарев В.И. Концепция государственно-общественного управления общим образованием [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// www.doxa.ru/obr/sobranie/Conf1.html
  18. Жукова М.В. Нормативно-правовое регулирование государственной политики реформирования российской системы образования [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.journal-nio.com/index.php
  19. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р утверждается  [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn
  20. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министра образования и науки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn
  21. Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2012 года № 832 «Об утверждении Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012 - 2016 годы» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/.
  22. Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1200001080
  23. Амонашвили Ш.А. Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе [Текст]  / Ш.А.  Амонашвили. – 3-е издание. – М.:Амрита, 2014. – 336 с.
Исследования
  • 0
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 2 061
  • 0
  • admin Дата 22-04-2016, 16:39
Главная страница » Исследования » Генезис педагогики сотрудничества в трудах отечественных ученых второй половины XX – начала XXI века


Голосование



Достижения фонда


Партнеры фонда

  • Главная
  • О Нас
  • Исследования
  • Публикации
  • Проекты
  • Контакты

Copyright © 2014-2023 noc-synergy.kz.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru